16.01.2023
Игровые Блоки Дьенеша – это благодатная
почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
Видя первый раз блоки Дьенеша, можно
принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части
какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется.
Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся,
распространенных) геометрических форм, которые демонстрируют основные
характеристики окружающих предметов. Работа с этими понятиями (размер,
цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать информацию. Постепенно он
узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать.
Венгерский
педагог, профессор университета, математик и исследователь детской
психологии Золтан Пал Дьенеш (1916 – 2014 гг.). подарил детям
всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону
реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает
освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В
итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и
родителей.
Основой данной обучающей
методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет ребенку учиться
думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.
Исследуя особенности развития
умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное
умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой
арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет
ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда
оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий
ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме.
Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему
обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу
удовольствия в процессе освоения логики.
Главной
целью этой игры
является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников
начальных классов.
Главная заслуга блоков Дьенеша – в
простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка,
увлекая его в мир освоения сложной математической стороны познавательного
процесса.
Логические
блоки Дьенеша, несомненно: улучшают память, внимание и концентрацию,
способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют
фантазийную грань сознания. Это дидактическое пособие дает возможность
проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной
цели.
Также
методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых
навыков. Словарный
запас детей пополняется отвлеченными существительными и прилагательными,
которыми называют формы, размеры и цвета предметов.
Так как малыш учится
мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться
доказательной основой его мыслей.
Предлагаем вашему вниманию примеры игр с
Логическими блоками Дьеныша
Дидактическая игра «Найди клад»
Цель: выявляет в предметах
цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 16 блоков одного цвета
(разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады), карточки – символы.
Ход игры.
Дети – кладоискатели, кружок из бумаги –
клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под
одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – символы, 16 блоков (одного
цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства
той фигуры, под которой спрятан клад, на каждое правильно угаданное свойство,
воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад
себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
Дидактическая игра «Волшебные камни»
Цель: называет расположение
предмета «внутри» и «вне» круга.
Материал: набор логических блоков
Дьенеша, обруч.
Ход игры.
«Ребята, сегодня наши логические блоки
превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».
- Все красные треугольные камни положить внутри
обруча, а синие круглые вне обруча.
- Положить желтые толстые камни вне обруча, а
желтые тонкие внутри обруча и т.д.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: проявляет внимание,
способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным
свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работает в парах.
Материал: набор логических блоков
Дьенеша.
Ход игры.
Предложить детям разделиться на пары. У
каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой
и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру,
второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе
фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее
свою фигуру выставляет второй игрок.
Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
Дидактическая игра «Где, чей гараж»
Цель: способен
классифицировать по общим свойствам.
Материал: набор логических блоков
Дьенеша, таблицы две штуки.
Ход игры.
У воспитателя две большие таблицы, на них
изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить
каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую
дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.
Дидактическая игра «Цветок»
Цель: может классифицировать
блоки по трем признакам: цвету, форме и размеру.
Материал: набор логических
блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям построить
красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча,
так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на
другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить
карточки – символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные,
маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в
соответствии с признаками.
Дидактическая игра «Угадай–ка»
Цель: может выявлять, абстрагировать
и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом
отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не
треугольный и т.д.)
Материал: набор логических блоков
Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.
Ход игры.
В гости пришел Буратино. Буратино прячет
блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства.
Например: какого цвета и формы платок он
выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны
называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство,
Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух
свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет
соответствующую карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не
треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и
указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер,
размер и толщину и др.).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2023
Дата обновления: 24.01.2023
Дата публикации: 16.01.2023