Рабочая программа Кружка развивающих игр В.В.Воскобовича "Брызг-Брызг"

21.02.2023

МКУ «КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г.УЛАН-УДЭ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 96 «КАЛИНКА» Г.УЛАН-УДЭ

670042, Республика Бурятия г. Улан-Удэ, Проспект Строителей, 32

 тел./факс 8 (3012) 46-96-30, 8 (3012) 46-96-20  e-mail: kalinka96@yandex.ru

                        

 

     

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

заведующий  МБДОУд/с № 96                                                                                                                   _____________ Т.В. Шангина                                                                                                                   Приказ от            20__г. № ___

   

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка развивающих игр В.В. Вовскобовича

«Брызг-Брызг»

на 2022–2023 учебный год

         

воспитатель: Васильева Е.М.

 

 

 

г. Улан-Удэ

2022

 

Содержание программы………………………………………………………......2

I. Целевой раздел ………………………………………………………………..3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2. Нормативные документы…………………………………………………….3

1.3. Принципы реализации программы………………………………………….4

1.4. Цели…………………………………………………………………………...5

1.5. Задачи…………………………………………………………………………5

1.6. Краткая характеристика программы………………………………………..5

1.7. Показатели эффективности реализации программы………………………6

2   Учебный план. Перспективный план……………………………………..7

2.1. Учебный план………………………………………………………………...7

2.2. Перспективный план…………………………………………………………7

3 Содержательный раздел……………………………………………………..12

3.1. Содержание образовательной работы……………………………………..12

3.2. Методы работы с детьми…………………………………………………...13

3.3. Используемые технологии………………………………………………….13

3.4. Формы организации детской деятельности……………………………….13

3.5. Условия для реализации программы………………………………………13

3.6. Планируемые результаты…………………………………………………..13

3.7. Формы организации обучения……………………………………………..14

3.8. Список методической литературы…………………………………………14

         

 

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Авторский курс В. В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». У меня возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений.

Составляя данную программу, я опиралась на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г., Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.

 

1.2. Нормативные документы

 

Данная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности (далее Программа) рассматривается как нормативно-правовой документ, разработанный в соответствии с нормативными документами:

- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 Г. № 1155 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования"  № 30384,

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Устав МБДОУ «Детский сад №96» г. Улан-Удэ.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом дидактических материалов и методики развивающих игр Воскобовича В.В

 

 

1.3. Принципы реализации программы

 

Обучение и развитие основывается на общедидактических принципах и соответствует возрастным особенностям детей:

- Принцип психической комфортности.

Создание образовательной среды, обеспечивающий снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Реализуется за счет наличия сказочной среды «Фиолетового леса», что позволяет проводить обучения в игровой форме.

- Принцип деятельностного подхода

Введение нового знания не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. Зачастую сказочные персонажи обращаются за помощью, что требует от дошкольника применять полученные знания в новой ситуации или самостоятельно «добыть» новые знания, что бы выйти из затруднения. А ошибка воспринимается как путь рассмотрения ситуации с другой стороны, особенно если «ошибка» может привести к новому неординарному решению.

- Принцип минимакса

Обеспечение возможности разноуровнего развития детей и развития каждого ребенка в своем темпе.

- Принцип формирования

Целостного представления о мире. При введение нового знания раскрытия его взаимодействия с предметами и явлениями окружающей природы. Несмотря на сказочность сюжетов, они являются отражением окружающего мира.

- Принцип вариативности

Формировать у детей умение осуществлять собственный выбор.

- Принцип творчества

Это принцип обучения на приобретение детьми собственного опыта в творческой деятельности.

 

1.4 Цель


Развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет посредством использования развивающих игр Воскобовича в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие младших дошкольников. Развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Стимулирование положительной мотивации к обучению.

 

1.5 Задачи

 

- Оказывать помощь детям для развития сферы общения, их коммуникативных способностей.

- Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

- Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разными способами действия, приобретению самостоятельной игровой деятельности и общения.

- Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт речевого общения.

- Развитие мелкой моторики рук и координации движений.

- Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной  деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

- Способствовать согласованности действий родителей и воспитателей, сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

 

1.6. Краткая характеристика программы

 

Программа адресована дошкольникам и рассчитана на 4 года.

     Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 1 часа один раз в неделю) в рамках технологии «Клубный час». Содержание работы планируется и осуществляется на специально организованных занятиях, в ходе совместной деятельности педагога с детьми. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть 12 человек.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю для каждой возрастной группы с сентября по май.

 

    Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предусматривает раннюю логическую пропедевтику; помогает ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями важными с точки зрения общего интеллектуального развития; даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя, четырьмя. Программа в наибольшей мере отвечает монографическому методу обучения числу и счёту (числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Данная программа предполагает развитие у детей сенсорных и творческих способностей.

   Включенные в данную программу развивающие игры Воскобовича решают большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы; узнают и запоминают цвет, форму; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.

   Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предполагает постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, которое позволяет детям продвигаться в развитии самостоятельно и поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

 

1.7. Показатели эффективности реализации программы

1.                 Систематичность посещения занятий по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности детьми.

2.                 Применение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учётом специфики их развития.

3.                 Степень сформированности творческих, логических, математических представлений, навыков логико-математического опыта у дошкольников.

4.                 Сформированность уровня социальной компетенции у дошкольников.

5.                 Применение дошкольниками полученных знаний и умений в самостоятельной и познавательной деятельности.

 

 

2. Учебный план. Перспективный план работы

 

2.1 Учебный план



Возрастная группа

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Кол-во детей

2 младшая

1

36

12

Средняя

1

36

12

Старшая

1

36

12

Подготовительная

1

36

12

 

2.2 Перспективный  план работы

 

Используемые игры в младшей группе.

 

Месяц

Используемые игры

Задачи

Сентябрь

1. «Эталоны формы» (Фонарики).

2. «Чудо крестики-1».

Формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); развивать конструктивные способности, моторику.

Октябрь

1 «Эталоны цвета» (Лепестки).

2. «чудо-крестики-2».

Формировать представления о сенсорных эталонах; навыки определения расположения предметов.

Ноябрь

1 «Чудо-крестики-2».

2. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

Формировать навыки расположения предметов; развивать внимание, пространственное мышление.

Декабрь

1 «Логоформочки-3»

2. «Прозрачный квадрат».

Развивать творческие способности, моторику; увеличивать объем памяти.

Январь

1 «Прозрачный квадрат».

2. «Чудо-крестики-2».

Увеличивать объем памяти; формировать навык выбора фигуры по образцу.

Февраль

1 «Теремки».

2. «Кораблик «Плюх-Плюх».

Развивать конструктивные навыки; развивать внимание, смекалку.

Март

1 «Геоконт».

2. «Кораблик «Плюх-Плюх».

Развивать конструктивные навыки, внимание, смекалку.

Апрель

1 «Теремки».

2. «Геоконт».

Развивать пространственное мышление, воображение.

Май

1 «Чудо-крестики-1,2».

2.«Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный».

Формировать навыки расположения предметов, пространственное мышление.

     

Используемые игры в средней группе.

 

Месяц

Используемые игры

Задачи

Сентябрь

1 «Чудо- крестики-1.2».

2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырехцветный).

Развивать пространственное мышление, воображение; развивать целенаправленное запоминание, внимание, мышление.

Октябрь

1 «Эталоны цвета» (Лепестки).

2. «Чудо-крестики-2».

Формировать представление о сенсорных эталонах; развивать пространственное мышление.

Ноябрь

1 «Чудо-крестики-2».

2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Формировать навыки определения расположения предмета; развивать память, творческие способности.

Декабрь

1 «Логорифмочки -3».

2. «Прозрачный квадрат».

Развивать произвольное внимание, пространственное мышление. Воссоздавать модель по образцу.

Январь

1 «Прозрачный квадрат».

2. «Чудо-крестики-2».

Формировать умение соотносить предметы и объекты. Развивать пространственное мышление.

Февраль

1 «Теремки».

2. Кораблик «Плюх-Плюх».

Развивать конструктивные умения, внимание, смекалку.

МартХочу такой сайт

1 «Геоконт».

2. Кораблик «Плюх-Плюх».

Развивать пространственное воображение, внимание, смекалку.

Апрель

1 «Теремки».

2. «Геоконт».

Развивать конструктивные умения и навыки, пространственное воображение.

Май

1 «Чудо-крестики-1,2».

2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Развивать внимание, сенсорные способности, мелкую моторику.

     

Используемые игры в старшей группе.

 

Месяц

Используемые игры

Задачи

Сентябрь

1 «Эталоны цвета» (Лепестки).

2. «Эталон формы» (Фонарики).

3. «Логоформочки-3».

4. «Чудо-крестики-1,2»

Формировать представление о сенсорных эталонах, развивать умение устанавливать логические связи.

Октябрь

1 «Математические корзинки-5».

2. «Чудо-соты».

3. «Теремки».

Развивать произвольное внимание. Формировать навык выбора фигуры по образцу.

Ноябрь

1 «Прозрачная цифра».

2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (четырехцветный).

3. «Конструктор цифр».

Формировать умение соотносить предметы и объекты. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление.

Декабрь

1 «Прозрачная буква».

2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырехцветный).

3. «Геоконт».

Развивать умение воссоздавать модель по образцу, пространственное воображение, умение составлять задачи на преобразование.

Январь

1 «Геоконт».

2. «Теремки».

3. «Чудо-соты».

Развивать воображение, фантазию, конструктивные умения и навыки.

Февраль

1 «Геоконт».

2. «Шнур-затейник».

3. «Конструктор букв».

Развивать способности конструирования фигур с опорой на схемы.

Март

1 «Чудо-цветик».

2. «Парусник».

3. «Ромашка».

4. «Чудо-крестики 1,2».

Формировать навыки определения расположения предметов. Развивать творческое воображение, логику.

Апрель

1 «Математические корзинки-10».

2. «Читайка -1».

3. «Теремки».

Развивать мыслительные процессы обобщения, выделения существенных признаков.

Май

1 «Счетовозик».

2. «Математические корзинки-10».

3. «Читайка-1».

4. «Теремки».

Развивать мышление, познавательную сферу, произвольное внимание, память.

     

Используемые игры в подготовительной группе.

 

Месяц

Используемые игры

Задачи

Сентябрь

1 «Чудо-крестики-1,2».

2. «Чудо-соты».

3. «Чудо- крестики-3».

Формировать навыки определения расположения предметов.

Октябрь

1 «Читайка-1».

2. «Шнур-затейник».

3. «Теремки».

4. «Тысячеслов».

Развивать конструктивные умения и навыки, память, мышление, воображение.

Ноябрь

1 «Волшебный квадрат Воскобовича».

2. «Прозрачный квадрат».

3. «Прозрачная цифра».

Развивать умение быстро сосредотачиваться, сенсорные способности, мелкую моторику.

Декабрь

1 «Геоконт».

2. «Геовизор».

3. «Шнур-затейник».

4. «Волшебный квадрат Воскобовича».

Формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать внимание.

Январь

1 «Математические корзинки-5,10».

2. «Счетовозик».

3. «Теремки».

4. «Снеговик».

5. «Парусник».

Развивать математические представления (счет), решать логические задачи, пространственные отношения.

Февраль

1 «Логоформочки-3,5».

2. «чудо-лукошко».

3. «Геовизор».

Развивать произвольное внимание, пространственное мышление

Март

1 «Читайка-1».

2. «Читайка-2»

3. «Конструктор букв».

4. «Тысячеслов».

Развивать зрительную память, объем кратковременной слуховой памяти.

Апрель

1 «Геоконт».

2. «Геовизор».

3. «Игровизор».

4. «Счетовозик».

Развивать способность конструирования фигур с опорой на схемы. Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Май

1 «Чудо-цветик».

2. «Теремки».

3. «Яблонька».

4. «Ромашка».

Развивать творческое воображение, логику, произвольное внимание, память.



 

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Содержание образовательной работы

1. Игры и упражнения для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

2. Игры и упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения

3. Игры и упражнения для формирования восприятия формы и цвета

4. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой  моторики

6. Игры и упражнения для  формирования мыслительных операций

7. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой  моторики

 

3.2 Методы работы с детьми:

   Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Брызг-Брызг» обеспечены следующими методами:

- наглядный

- исследовательский

- практический

- объяснительно-демонстративный

- проблемно-поисковый

 

3.3 Используемые технологии:

1.       Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, физминутки, сказкотерапия, пальчиковые игры)

2.       Игровые технологии

 

3.4. Формы организации детской деятельности.
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.

3.5. Условия для реализации программы:
1.Организация развивающей предметной среды:
- оснащение комплектами игр и игровых пособий.
2.Организация педагогического процесса с детьми:
-программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет.

 

3.6 Планируемые результаты

 

-знание цифр и букв, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

- знание и использование в практической деятельности стандартных эталонов формы

- знание и использование в практической деятельности  стандартных эталонов  цвета

- умение действовать по образцу

- умение действовать по речевому указанию

- положительная эмоциональная реакция при выполнении заданий

- координация простых движений

- умение различать размеры

-умение концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.

- навык рисования простых линий

 

3.7 Формы организации обучения

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности рассчитана на 9 месяцев обучения (с сентября по май), по 4  занятия в месяц, по пятницам.

Продолжительность образовательной деятельности: не более 1часа. Занятия проходят по подгруппам не более 12 человек.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от поставленных задач. Так же возможно изменить и поставленные задачи, если этого требует эмоциональное состояние детей или возникшая ситуация, требующая немедленного разрешения.

Каждое занятие включает в себя три части: вводная, основная, заключительная. В водной части создается эмоциональное настроение у детей (разминка). Основная часть посвящена цели занятия. В заключительной части - релаксация, подводятся итоги занятия. В ходе всех занятий дополнительно закрепляются знания и навыки, полученные дома, в детском саду и на других занятиях.

 

3.8 Список методической литературы

 

1.     Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;

2.     Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;

3.     Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;

4.     Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;

5.     Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;

6.     Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;

7.     Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;

8.     Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.;

9.     Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское       учреждение//Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.

10.                       Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.

11.                       Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

12.                       Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 145 с.

13.                       Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.

14.                       Балацкая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.

15.                       Воскобович цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.

16.                       Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.

17.                       Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.

18.                       Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.

19.                       Михайлова занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985..

20.                       Непомнящая и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.

21.                       Суворова в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004

22.                       «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

23.                       Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - М., 1990 г.

24.                       Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

25.                       «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.

           

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.02.2023

Дата обновления: 21.02.2023

Дата публикации: 21.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».