24.03.2023
Темперамент человека – это
индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов,
уравновешенности и скорости протекания психических процессов.
Различия детей дошкольного
возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и
сверстниками. К примеру, одни, медлительно едят за столом, тогда как
другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда
как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во
многих сферах жизни ребенка. А в детском саду, где большое количество детей,
эта разница заметна особенно.
Ребенок-сангвиник – веселый, подвижный, легко
сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем
настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В
коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко
приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило, такой ребенок в
группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том,
что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца,
быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться на успехах
ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в
его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы,
рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и
тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.
Рекомендации по воспитанию:
·
необходимо
проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
·
важно не
оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за
собой игрушек;
·
следить за
тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество
выполнения;
·
небрежную
работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог
добросовестной работы;
·
воспитывать
внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.
Ребенок-холерик – это огромная «буря» эмоций.
Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований.
В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные
игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам
настроения. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен.
Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но
небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко
может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными
видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для
укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием,
ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно
доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет
старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех,
ставя кого-то в пример.
Рекомендации по воспитанию:
·
разговаривать
с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
·
к активности
нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует ограничить все,
что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и
игры;
·
нужно развивать
внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
·
при
командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать
правила игры;
·
приучайте
холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить
спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
·
очень важно
соблюдать строгий распорядок дня.
Ребенок-флегматик отличается терпеливостью и
медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более
спокойные игры, не любит беготню и шум. Для дружбы ребенок-флегматик
выбирает узкий круг друзей. Речь у него немного замедленна, лишена
эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный
ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не
отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже
с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится
к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко
обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с
обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных
условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго
колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика
рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта,
которые не требуют быстрой реакции.
Рекомендации по воспитанию:
·
следует чаще
побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
·
нужно привлекать
ребенка к совместной коллективной работе;
·
чаще хвалите
детей за быстро и качественно выполненную работу;
·
не следует
применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к
ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
·
нужно
заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.
Ребенок-меланхолик – очень боится новой
обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы,
застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и
общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики
особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень
чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик не уверен в
себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести
меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко
спорят. Дети-меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то
препятствия. Ведет себя, как "маленький
взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит
уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление
замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом
включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием.
Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что люди могут ошибаться,
и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы
добавить в нем чуточку уверенности.
Рекомендации по воспитанию:
·
необходимо
ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать
малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
·
категорически
нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими
его недостатки;
·
следует чаще
хвалить малыша;
·
нужно
развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
·
следует
привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.
При любом темпераменте есть
опасность развития нежелательных свойств:
·
у сангвиника
– распыленность интересов;
·
у холерика –
несдержанности, резкости;
·
у флегматика
– вялости, безучастности к окружающему;
·
у
меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Педагогу и родителю
важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из
дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход.
Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент.
Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы
противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка
и поддерживали сильные его стороны.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2023
Дата обновления: 30.03.2023
Дата публикации: 24.03.2023