18.05.2023
Использование технологии . Музыка,
речь, движение» Т. Э. Тютюнниковой в музыкальной деятельности
с детьми дошкольного возраста
Занятия по методике Т.
Э.Тютюниковой - это маленькие спектакли, фантастические путешествия и
увлекательные исследования, в которые творческий преподаватель увлекает своих
воспитанников.
Методика Т. Э.
Тютюнниковой может применяться для музыкально- творческого обучения в различных
условиях, в т. числе и в группах раннего развития в музыкальных школах и школах
искусств. Методика эффективна как в организации целого урока, так и его отдельной
творческой части.
В каждом из разделов
данной методики значительное место уделено созданию условий для
музыкально-творческой деятельности детей, способам их внутреннего
раскрепощения.
В основу методики по
элементарному музицированию положены два метода, которые определяют приемы,
способы, средства необходимые для развития эмоциональности детей, их
креативности, любви к музицированию, формирования навыков и умений:
1.Метод активизации
творческих проявлений ребёнка – это направляемое преподавателем детское
импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Импровизация –
главный принцип музыкального и личностного развития детей.
Т. Э. Тютюнникова
подчеркивает, что даже самые маленькие дети способны импровизировать свою
музыку. « Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна
детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонёк светлячка,
простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а
коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья».
Именно с этих позиций подходит автор методики к проблеме детских импровизаций.
2.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и
дать почувствовать ребёнку особенности выразительных
средств и их
отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звук высотные отношения, динамика, темп, форма,
фактура и др. Метод
моделирования – это механизм обучения.
Основные принципы и
приёмы методики творческого музицирования Т. Э. Тютюнникова означает ключевыми
фразами, которые сложились в некую общность, которую нельзя назвать ни
системой, ни последовательностью. Это скорее ряд приемов и принципов,
объединенных идеей обучения через творчество.
·
Делай вместе с нами - совместная устная деятельность;
·
Эти звуки обо мне – принципы элементарной импровизации;
·
Музыка моего тела – музицирование со звучащими жестами;
·
Игры звуками - музыка, рожденная из шума;
·
Фольклорный танец – импровизационное движение;
·
Речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция;
·
Звуки раньше, чем символы;
·
Графическая запись – до нотная запись музыки.
·
Делай вместе с нами.
Ведущим принципом
музыкально-творческого обучения является совместная устная деятельность. Он
обозначен как главная задача первой ступени обучения: вовлечение в стихию
музицирования с использованием пения,
звучащих жестов, импровизационного
движения и инструментов.
Все формы работы на
уроке предполагают личную активность ребёнка, поэтому ритмическая разминка
проходит со звучащими жестами, ритмическая игра – с деревянными палочками,
песня поётся под аккомпанемент ксилофона и треугольника. В творческом задании,
конструируя речевую пьесу, дети сами находят инструменты для озвучивания, а
затем театрализуют её. Пример такого творческого задания
речевая игра для самых
маленьких «Зайчик», которая обыгрывается как маленькая сценка. Каждую строчку
считалки можно озвучить одним из шумовых инструментов. Инструменты для
озвучивания выбирают сами дети. Таким образом, достигается непрерывная
музыкальная активность каждого ребёнка, который участвует в создании и
исполнении всей музыки, которая звучит на уроке. Одновременно он оказывается и
активным слушателем, т.к. должен координировать свои действия с другими детьми.
Основным приемом
методики является вовлечение ребёнка в музицирование по принципу: «делай с
нами» и «сделай, как Ты хочешь». Оно требует использования специальных
подходов. «Вход» в ситуацию музицирования лежит через создание атмосферы
принятия друг друга и эмоционально- психологическое раскрепощение.
Одновременная имитация
– копирование действий преподавателя одновременно с показом - основа на которой
моделируются всевозможные учебные игры: от импровизированных ритмических
упражнений в звучащих жестах до игр с инструментами и копировании поз-замираний
после короткой совместной ритмической импровизации.
Эти игры-упражнения
формируют у детей представление об особом качестве участия в уроке музыки – их
собственной активности. Повторяя задание одновременно с его показом, дети
развивают реакцию, внимание, наблюдательность.
Имитации являются
одним из лучших приемов, чтобы дать детям почувствовать радость и удовольствие,
которые они получают в результате коллективного, деятельного участия в
музицировании, возможность изобретать и придумывать на ходу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2023
Дата обновления: 18.05.2023
Дата публикации: 18.05.2023