Каков должен быть выпускник детского сада?

20.05.2023

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе чужими, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в обучении грамоте, чтения, математике, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Учитывая, требования ФГОС: дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования. Поэтому необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Мы, педагоги, дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить  дошкольников к систематическому учению. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте. Обучение грамоте является одной из ступенек в подготовке детей к школе. В нашем детском саду более  открыт и функционирует кружок «Интеллектуальная мастерская». Обучение ведется по программе «В школу с радостью! Готовим детей к школе»авторы-составители: Зайцев В. В.Михайлова Л. С. и др. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.

В программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания печатных букв. Планируются занятия по обучению грамоте с использованиемзвукобуквенного анализаслов и закрепление  работы по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.

Буквы изучаются по блокам: гласные; сонорные согласные; звонкие, глухие согласные; двузвучные гласные; шипящие согласные; ь, ъ.

Дети ведут тетради, учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.

Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Понимая, что для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Содержание нашей работы основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей.

На занятиях центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Практика показала, что перспективным и важным является проблемно-поисковый метод обучения дошкольников.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Занимательный математический материал представлен в программе:Хочу такой сайт

1. Математическими развлечениями (загадки, задачи-шутки, кроссворды, математические квадраты, «Танграм», «Пифагор» и т. д.).

2. Математическими играми, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. («Чудо-мешочек», «Что изменилось?», «Чем отличаются» и другими.)

3. Дидактическими играми и упражнениями, основное назначение которых – обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т. д., а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Поскольку трудности усвоения математических знаний у младших школьников часто вызваны несформированностью в дошкольном возрасте пространственного и аналитического мышления, на занятиях включаются игровые задания «Изображения фигуры под диктовку учителя», «Вышивание крестикоми в тетради в клетку»

Система уроков построена блочно. Первый и самый большой блок «Величина». Это не случайно, так как знакомство с величиной, формой и пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, и он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать потребность в счете.

На уроках дети учатся определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. От практического сравнения величины ребенок пойдет дальше к познанию количественных отношений «больше – меньше», «равенство – неравенство».

Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже», «больше – меньше» позволяет показать скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

На занятиях в блоке «Величина» вводят понятие условной меры.

Дети учатся измерять предметы, при этом мера может быть равна одному из предметов или части предмета, укладываясь в нем несколько раз.

Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, с помощью которых можно определить форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарного геометрического мышления.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети умели определять форму, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее в других предметах. Этому помогают игры «Чудесный мешочек», в которой дети по указанию взрослого на ощупь находят предметы овальной, круглой, цилиндрической формы. Или другой вид задания: дорисовать и увидеть в заданных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, ромбе и других) какие-то предметы. И здесь одни дети в круге видят мяч или солнышко, другие – мордочку животного, у третьих – это фрагмент орнамента большого ковра. Все зависит от степени развития воображения у ребенка.

Не менее существенна и пространственная ориентация детей, так как в это понятие входит оценка величин предметов, их форм, взаиморасположения и положения относительно субъекта. И здесь дети пользуются словесной системой отсчета, ориентируясь на основе пространственных направлений: вперед – назад, вверху – внизу, слева – справа. Перед детьми 6–7 лет ставится новая задача – учиться ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. В заданиях типа: «Угадай, где что находится», «Отгадай, кто где стоит», «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», «Молчаливая страница», «Расскажи про свой узор» – у детей формируется пространственная ориентация в окружающей среде, в специально созданной ситуации, ориентация на листе тетради.

Знакомство с математическими отношениями и измерениями величин существенно облегчает понимание следующего блока программы «Порядковый и количественный счет, выполнение арифметических действий» в работе с дошкольниками.

Практика показала, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, когда знания даются не в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости. Такие задания, как «Разное – одинаковое», «Поиск девятого», «Лабиринт», помогают развитию аналитических способностей детей, логического и пространственного мышления.

Третий блок«Подготовка и решение арифметических задач»своей целью имеет обучение учащихся подготовительных групп анализу задач и решению их.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, у них складывается положительное эмоциональное отношение к деятельности, проявляются нравственно-волевые усилия. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими действиями, требующими проявления нравственно-волевых усилий при подборе и складывании новых фигур-силуэтов из «Танграма», «Пифагора», и мыслительными: предугадывание результата, обдумывание хода, предположение решения. При этом дошкольникам свойственно догадываться о какой-то части решения. Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2023

Дата обновления: 20.05.2023

Дата публикации: 20.05.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».