06.06.2023
Дидактические
игры с мячом.
«Съедобное
- несъедобное»
Цель игры: развивать внимание, умение
сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за
короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
Ход игры: бросайте ребенку мяч и называйте
разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а
«несъедобное» отбросить.
Другой вариант игры: перекатываем друг
другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья,
цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т. д. Таким образом в
процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят
ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более
легкие варианты.
«Горячая
картошка»
Цель игры: учить детей ловить и передавать
мяч друг другу с небольшого расстояния.
Ход игры: дети стоят по кругу. По сигналу
«горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если
ребенок не поймал мяч, то он «обжегся», должен пробежать с мячом круг и
вернуться на свое место.
«Колобок»
Цель игры: учить детей катать и ловить
мяч.
Ход игры: воспитатель находится в центре
зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.
Слова: «Колобок – румяный бок покатился во
лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.
-
«К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал.
Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.
Сигнал:
«Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.
-
«К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку
способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра
продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.
«Пирамидка»
Цель игры: элементарные навыки попадания
мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Ход игры: из 3-4 пластиковых кубиков
строится пирамидка. Малыши, с обозначенного места (цветной кружок или шнур) на
расстояния 1,5 м., прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить
пирамидку из кубиков.
Следить,
чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его
вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на
пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить
пирамидку.
«Детский
боулинг» или «Сбей кегли»
Цель игры: развивать элементарные навыки
попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении,
развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.
Ход игры: расположить кегли треугольником,
как в настоящем боулинге. Отойти на 1-1,5м. и веревкой или лентой отметить
линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать
кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру
следующими словами:
Посмотри,
какие кегли
Ровно-ровно
в ряд стоят!
К
ним направим мяч умело
И
они уже лежат!
Это прекрасная игра для отработки меткости
и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире
плеч, с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь
сбить кегли.
Правила игры: следить, чтобы малыши
энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх.
Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки
на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из
цветной бумаги или картона, и позволить малышам по очереди самостоятельно
установить сбитые кегли на место.
«Веселые мячи»
Цель игры: развивать быстроту реакции,
ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.
Ход игры: дети с мячами в руках
выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:
Раскатились
все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.
Вот
распрыгались мячи, разыгрались. Прыгают на двух ногах на месте с мячами в
руках.
Наши
яркие мячи, разноцветные мячи.
В
уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.
Там
попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.
Правила
игры: действовать согласно тексту стихотворения.
«Мяч
в кругу»
Цель игры: совершенствовать навык
отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию
взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход игры: дети сидят на корточках на полу,
образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем
нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
Колобок,
Колобок у тебя румяный бок.
Ты
по полу покатись
И
Катюше (ребятам) улыбнись!
Воспитатель:
«Катенька, покати мячик Диме». Девочка прокатывает мяч двумя руками названному
участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали
по имени, и т. д.
Правила игры: мяч нужно отталкивать
посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать
выкатившийся из круга мяч.
Вот
несколько игр с мячом для развития словаря, грамматического строя речи:
•
«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
•
«Мяч бросаю, диких животных называю».
•
«Мяч передаю, деревья назову».
•
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных
прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
•
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во
множественном числе.
•
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных
прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
•
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
•
«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с
местоимениями.
•
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий,
что умеет делать человек названной профессии.
•
«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного
словаря.
•
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
•
«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря
и развитие логического мышления.
•
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом
предложенные слова.
Результатом применения этих игр является
то, что повышается процент усвоения речевого материала, каждый ребёнок
становится активным участником, происходит оптимизация процесса коррекции
речевых нарушений и в целом гармонизация развития ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.06.2023
Дата обновления: 18.06.2023
Дата публикации: 06.06.2023