Блоки дъеныша

19.06.2023


Игр блоками Дьенеша как инновационная игровая технология

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Но я в своей работе с детьми использую игры с блоками Дьенеша и веду ее как кружок по самообразованию  « Математическая Знайка» (игры с блоками Дьенеша)

Актуальность: в наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития.  Чрезвычайно важна и актуальна  проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.

 Дошкольное образование признали уровнем образования, а значить мы обязаны работать в соответствии с ФГОС. Но требования ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном возрасте это не УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а  ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для формирования предпосылок учебной деятельности  в помощь воспитателям есть много разработок, игр, пособий, но я остановилась на БЛОКАХ ДЬЕНЕША.

Почему?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки",  разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками!

Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.        

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Играя с блоками Дьенеша,  вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления!

Так что же такое блоки Дьенеша?         

Дидактическое пособие для освоения математики, разработанный венгерским научным деятелем Золтан Дьенешем. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Фигуры делятся по таким признакам:

1.        Цвет: синие, красные, желтые

2.        Размер: маленькие и большие

3.        Толщина: толстые и тонкие

4.        Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

        Из чего состоит пособие?

1.        Логические блоки

Сами фигурки-основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество игр. Главное предназначение-научить понимать свойства предметов.

2.        Карточки

Изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры.

-цвет определяется пятном        

-размер определяется силуэтом домика, одноэтажный-маленький, многоэтажный-большой

-контуры геометрических фигур соответствуют форме

-толщина- два изображения человечков. Первый-толстый, второй-худой

-в комплекте есть карточки с отрицанием. Перечеркнутый крест накрест знак.

              3. альбомы

В альбомах представлены разные игры с фигурками, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания можно самостоятельно усложнять, вносить разнообразия.

Исходя из всего этого, я поставила ЦЕЛЬ моей деятельности

ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-формировать представления о математических понятияхХочу такой сайт

-углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

-закрепить навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.

-формировать умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий

-формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

             Развивающие:        

-развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

-обогащать активный словарь

-развивать целенаправленность, самоорганизованность.

-развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми в ходе игры.

               Воспитывающие:

-воспитывать навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.

ГИПОТЕЗА: играя  с блоками Дьенеша,  у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, что повышает интерес к образовательной деятельности и способствует к успешной адаптации к школе .

  Условия реализации:

Реализуем по принципам:

-системность

-наглядность

-интеграция

-креативность

-индивидуальность

Занятия проходят в несколько этапов, которые разработал Дьенеш.

  1. Свободная игра. Цель-научить малыша решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты
  2. Плавно переходим на игру с правилами. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией.
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Надо подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы
  5. Последний этап- самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем предлагаются разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
                 

Ожидаемые результаты

Образовательные:

-у ребенка сформированы представления о математических понятиях

-углублены представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

-закреплены навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.

-сформированы умения обдумывать, умеет планировать свои действия, осуществляет решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.

-ребенок анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует, абстрагирует.

             Развивающие:                

-развивается речь, умеет аргументировать свои высказывания, строит простейшие умозаключения.

-у ребенка обогащен активный словарь

-ребенок целенаправлен, самоорганизован.

-ребенок легко общается  и взаимодействует со взрослыми и детьми в ходе игры.

               Воспитывающие:

-у ребенка воспитан навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывает свои действия со сверстниками и взрослыми.

После проведения работы в средней и старшей группе и после диагностики я сделала следующий вывод:

с игрой испытуемые  дети познакомились в средней группе. Дети одного возраста, но после первой диагностики мы заметили, что у детей различный психологический возраст. Кто то легко справляется с заданием, кому то требуется немного времени для прохождения задания, а кому то не удается выполнить задания. Но после занятий и игр с блоками на протяжении определенного времени, мы смело можем утверждать, что уровень развития детей повысился. Это видно по результатам диагностики в средней группе.

В старшей группе задания усложнились, и опять же мы видим, что некоторым удается выполнить задание, кому то нет. В данное время мы также занимаемся в кружке, и надеюсь, что к концу окончания старшей группы результат исследования будет высокий.

заключение

Современные родители большое внимание уделяют умственному развитию своих детей, готовы отдать ребенка на всевозможные кружки и организации. Но вместе с этим забывают о простейших играх, которые можно приобрести за небольшие средства.

Особенность блоков Дьенеша в том, что их еще можно изготовить самому взрослому, а также вместе с ребенком. Что обязательно сделает игры еще более интересными и насыщенными.

Задачами педагогов является не только обучить и научить детей, но и заинтересовать ими родителей и научить их играть с ребенком в домашних условиях, используя блоки Дьенеша. Ведь только совместная работа СЕМЬЯ-САД, совместные усилия ПЕДАГОГА-РОДИТЕЛЯ могут повысить интерес к образовательной деятельности в целом.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.06.2023

Дата обновления: 05.09.2023

Дата публикации: 19.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».