19.06.2023
Игр блоками Дьенеша как инновационная игровая технология
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Но я в своей работе с детьми использую игры с блоками Дьенеша и веду ее как кружок по самообразованию « Математическая Знайка» (игры с блоками Дьенеша)
Актуальность: в наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития. Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.
Дошкольное образование признали уровнем образования, а значить мы обязаны работать в соответствии с ФГОС. Но требования ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном возрасте это не УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для формирования предпосылок учебной деятельности в помощь воспитателям есть много разработок, игр, пособий, но я остановилась на БЛОКАХ ДЬЕНЕША.
Почему?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками!
Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Играя с блоками Дьенеша, вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления!
Так что же такое блоки Дьенеша?
Дидактическое пособие для освоения математики, разработанный венгерским научным деятелем Золтан Дьенешем. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Фигуры делятся по таким признакам:
1. Цвет: синие, красные, желтые
2. Размер: маленькие и большие
3. Толщина: толстые и тонкие
4. Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Из чего состоит пособие?
1. Логические блоки
Сами фигурки-основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество игр. Главное предназначение-научить понимать свойства предметов.
2. Карточки
Изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры.
-цвет определяется пятном
-размер определяется силуэтом домика, одноэтажный-маленький, многоэтажный-большой
-контуры геометрических фигур соответствуют форме
-толщина- два изображения человечков. Первый-толстый, второй-худой
-в комплекте есть карточки с отрицанием. Перечеркнутый крест накрест знак.
3. альбомы
В альбомах представлены разные игры с фигурками, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания можно самостоятельно усложнять, вносить разнообразия.
Исходя из всего этого, я поставила ЦЕЛЬ моей деятельности
ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-формировать представления о математических понятиях
-углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закрепить навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-формировать умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий
-формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
Развивающие:
-развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-обогащать активный словарь
-развивать целенаправленность, самоорганизованность.
-развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-воспитывать навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.
ГИПОТЕЗА: играя с блоками Дьенеша, у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, что повышает интерес к образовательной деятельности и способствует к успешной адаптации к школе .
Условия реализации:
Реализуем по принципам:
-системность
-наглядность
-интеграция
-креативность
-индивидуальность
Занятия проходят в несколько этапов, которые разработал Дьенеш.
- Свободная игра. Цель-научить малыша решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты
- Плавно переходим на игру с правилами. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией.
- Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Надо подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами
- Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы
- Последний этап- самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем предлагаются разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
Ожидаемые результаты
Образовательные:
-у ребенка сформированы представления о математических понятиях
-углублены представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закреплены навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-сформированы умения обдумывать, умеет планировать свои действия, осуществляет решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.
-ребенок анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует, абстрагирует.
Развивающие:
-развивается речь, умеет аргументировать свои высказывания, строит простейшие умозаключения.
-у ребенка обогащен активный словарь
-ребенок целенаправлен, самоорганизован.
-ребенок легко общается и взаимодействует со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-у ребенка воспитан навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывает свои действия со сверстниками и взрослыми.
После проведения работы в средней и старшей группе и после диагностики я сделала следующий вывод:
с игрой испытуемые дети познакомились в средней группе. Дети одного возраста, но после первой диагностики мы заметили, что у детей различный психологический возраст. Кто то легко справляется с заданием, кому то требуется немного времени для прохождения задания, а кому то не удается выполнить задания. Но после занятий и игр с блоками на протяжении определенного времени, мы смело можем утверждать, что уровень развития детей повысился. Это видно по результатам диагностики в средней группе.
В старшей группе задания усложнились, и опять же мы видим, что некоторым удается выполнить задание, кому то нет. В данное время мы также занимаемся в кружке, и надеюсь, что к концу окончания старшей группы результат исследования будет высокий.
заключение
Современные родители большое внимание уделяют умственному развитию своих детей, готовы отдать ребенка на всевозможные кружки и организации. Но вместе с этим забывают о простейших играх, которые можно приобрести за небольшие средства.
Особенность блоков Дьенеша в том, что их еще можно изготовить самому взрослому, а также вместе с ребенком. Что обязательно сделает игры еще более интересными и насыщенными.
Задачами педагогов является не только обучить и научить детей, но и заинтересовать ими родителей и научить их играть с ребенком в домашних условиях, используя блоки Дьенеша. Ведь только совместная работа СЕМЬЯ-САД, совместные усилия ПЕДАГОГА-РОДИТЕЛЯ могут повысить интерес к образовательной деятельности в целом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.06.2023
Дата обновления: 05.09.2023
Дата публикации: 19.06.2023