20.04.2020
Перелетные птицы, конспект занятия по ознакомлению с природой
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема:
«Перелетные птицы»
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином»,
«цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,
кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и
пения птиц.
Предварительная
работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение
стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года
говорится в стихотворении? /Об осени/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет
листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
/Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец,
жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка.
/аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к
перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и
лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю
окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц,
никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы
вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого
цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они
их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают
холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается,
некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают
пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им
подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто
облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;
некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;
другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок
птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих
птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название
перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка,
синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи
одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать
вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи
предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются
насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых
из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и
др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить
птенцов/.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали
на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали,
думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2020
Дата обновления: 21.04.2020
Дата публикации: 20.04.2020