28.01.2023
Методическое пособие. Детский совет. Читать.
В чем особенности и отличия?
Вопрос от педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 115» (г. Братск):
В нашем детском саду проходит апробация программы «Вдохновение». Мы разработали режим дня, в котором раздели детские сборы на утренний круг и детский совет. Определили их структуру, время и место проведения, взяв за основу первую модель примерного распорядка дня «План – дело – анализ».
Утренний круг, который проводим до завтрака, состоит из приветствия, оглашения дня недели и даты, описания погоды, игры, обмена новостями.
Детский совет, который проводим после завтрака, разделили на 4 вида:
для выбора темы недели;
для планирования деятельности, включающей «Модель трех вопросов»;
с работой в центрах активности;
для обсуждения результатов совместной деятельности.
Не отходим ли мы от концепции программы «Вдохновение», разделяя детский сбор на утренний круг и детский совет? Правильно ли выбрали время их проведения?
Ответ Свирской Лидии Васильевны, доцента кафедры управления образовательными системами ГОАУ ДПО «Региональный институт профессионального развития», члена Координационной группы по вопросам дошкольного образования Министерства просвещения Российской Федерации, соавтора программы «Вдохновение», кандидата педагогических наук:
«Вдохновение» – программа «открытого типа» и в каждом детском саду раскрывается по-своему.
Есть общие смыслы: уважать права детей; признавать их компетентность; обсуждать с ними все, что будет происходить или происходит сейчас; слушать их мнение; вместе принимать решения. Не форма, а сущность определяет название. Нельзя работать по принципу «я не научу – никто не научит». Взрослым нужно учиться видеть достижения в том, что дети выбрали и делают, учиться организовывать себя, а не детей.
Не цепляйтесь за названия, исходите из смысла того, что вы хотите сделать.
Если 1) разбирается животрепещущая ситуация (громкая ссора, доброе важное дело, случившееся опасное действие и пр.) и нужно обсудить сюжет с разных сторон, принять решение, выработать правило; 2) обсуждаются идеи по выбору темы проекта; 3) важно сделать наброски к плану действий сегодня, сейчас, – то такое действие больше похоже на детский совет.
Если тема уже выбрана, составлен план дел и хочется просто пообщаться, обсудить новости, попеть, поиграть вместе, то это утренний сбор (групповой сбор, посиделки на подушках, утро радостных встреч, круг друзей и т. д.).
Что касаемо времени проведения детского совета (группового сбора) – он (они) могут быть организованы в течение дня.
Формально, конечно, основная нагрузка ложится на утренний отрезок времени. В основном цикл «план-дело-анализ» начинается в 9 утра и включает детский совет, свободные игры, работу в центрах активности по выбору детей, образовательные предложения взрослых (занятия). Все это в границах периодов для организации образовательной деятельности, обозначенных в СанПиНах. Но никто не исключает ситуаций, когда необходимо присутствие второго взрослого (а он, как правило, занят другими видами деятельности), который поможет в ведении записей, пока воспитатель обсуждает тему с детьми, или специалиста, который включится в обсуждение с детьми. В этом случае детский совет можно организовать не утром, а перед обедом или после сна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.08.2023
Дата обновления: 14.08.2023
Дата публикации: 28.01.2023