Туристы.
02.07.2020
Туризм — путешествия
по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и
познавательными задачами . Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные
задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности
детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Уже
давно известно, что ничто так не сплачивает семью, и не помогает достичь
взаимопонимания между всеми членами семьи, как совместный поход. Поход — это
активный способ передвижения туристов по обозначенному маршруту (пешком, на
лыжах, велосипедах и т. д.). В походе сочетаются выполнение образовательных
задач с организацией условий походной жизни. Туристская прогулка включает в
себя форму организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное
пребывание туристов в природных условиях и овладение частичными навыками
туризма. Важной задачей воспитания
подрастающего поколения состоит в чувстве патриотизма, сформировании в детях,
родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой
культуры; приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта спортивного
туризма; формировании представления о том, что полезно и что вредно для
организма. Большие потенциальные возможности для детей, их патриотического
воспитания заложены в туристско-краеведческих походах. Она позволяет
дошколятам, совершать тематические прогулки и экскурсии, познакомиться со своей
культурой родного края, изучить свою страну, познать патриотические, трудовые,
духовно-нравственные традиции . Дети старшего дошкольного возраста 6–7 лет
отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что
является непременным условием организации более продолжительной и сложной по
содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природных
условиях. Речь идет о детском туризме, который решает не только
воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные
способности детей, способствует освоению ими туристских умений и навыков.
Туризм в детском саду — это обучение жизни для маленьких
воспитанников, школа мужества и патриотизма, ведь каждый поход требует новых
знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Наш детский сад
практикующий на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми,
отмечает, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма
активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени и усилий,
увеличивает резервы здоровья; восстанавливая силы, работоспособность, расширить
кругозор общения, функциональные возможности детского организма, обогащает
двигательный опыт дошколят, пополняя объем знаний в области туризма,
краеведения и культуры родного города. В МБДОУ «Детский сад № 96 «Калинка» с
детьми дошкольного возраста ведется работа по формированию начальных
представлений и азы знаний в области туризме. Совмещение туризма, краеведения и
культуры родного края позволяет воспитанникам дошкольного возраста сделать
первые самостоятельные шаги в туристской деятельности, в изучении своего
города. Работа с детьми дошкольного возраста обладает рядом особенностей,
отличающих её от других программ по туризму для детей старшего возраста, а
именно: системой взаимосвязанных прогулок-походов, а также физкультурных и
познавательных занятий, объединённых сюжетной линией, подробно раскрывающих
содержание программы; наличием рационального сочетания двигательной, игровой и
познавательной деятельности; содержание физкультурных занятий с туристской
направленностью с задачами типовой программы воспитания и обучения в дошкольном
учреждении. Работа предусматривает применение традиционных методов физического
воспитания: игрового, соревновательного, строго регламентированного упражнения.
Ведущим является игровой метод. Работа по организации детского туризма
складывается из нескольких направлений: работа с детьми, родителями,
педагогами, сотрудниками дошкольных образовательных учреждений . Работа с
детьми дошкольного возраста по туристско-краеведческой направленности
рассчитана на продолжительный срок обучения. Основной целью работы является
формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений, знаний о
туризме, осознанного правильного отношения к природе через развитие
познавательной активности в изучении родного края. При этом дети получают
знания и представления о туризме, элементах ориентирования, знакомятся с
флорой, фауной, традициями и т. д. Особенностью организации учебного процесса
по туризму и краеведению является разносторонние формы ее реализации. Как можно
больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе,
для расширения образовательного пространства. В ходе воспитательной работы
происходит изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Для
этого используются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные,
комбинированные, экскурсии, прогулки, подвижные игры, тематические игры с
элементами туристской техники, игры по ориентированию, соревнования-эстафеты.
Проверить, насколько успешно малыши освоили туристские навыки, педагогам
помогают захватывающие игры-соревнования. Воспитанники с удовольствием
выполняют предложенные задания: собирают рюкзак в поход, складывая только самые
необходимые вещи, вяжут простые туристские узлы, распознают на картинках
растения и животных, которые характерны для родного края. Бурю эмоций вызывает
эстафета «Туристская полоса препятствий»: под крики болельщиков малыши
перебираются по импровизированному мостику, прыгают по «кочкам», с помощью
веревки перелетают над воображаемой рекой, пролезают через «лесные дебри». В
своей работе с детьми педагоги стараются как можно больше находиться на свежем
воздухе. Однако, ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами
оздоровления и физического развития. Коллективные прогулки способствуют
формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где
ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он
приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества,
развивают организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Таким
образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности
ребенка. Туризм является прекрасным
средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умению интересно и
содержательно организовывать свой досуг. Положительные эмоции, которые
испытывает ребенок в процессе занятий туризмом формирует стойкую потребность
ведения здорового образа жизни. Продуманная
интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях
развивает у воспитанников интерес к занятиям туризмом и физической культурой,
повышает мотивацию на здоровый образ жизни. Станут ли дети в будущем туристами,
пока неизвестно. Но в любом случае, ценные знания и навыки, полученные в
дошкольном учреждении, в жизни им обязательно пригодятся.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.07.2020
Дата обновления: 06.07.2020
Дата публикации: 02.07.2020