Консультация для родителей на тему «Формирование пространственных представлений и практических ориентировок «на себе», «от себя» у детей дошкольного возраста»

18.11.2023

Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Основная задача формирования пространственных представлений у дошкольников развитие чувственного опыта и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы по развитию пространственных представлений включает следующие направления: 1) ориентировка «на себе» - освоение «схемы собственного тела»; 2) выделение различных сторон предметов: передней, задней, верхней, нижней, боковых; 3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед назад, вверх вниз, направо налево; 4) определение расположения предметов «от себя»; 5) определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов; 6) определение положения предметов в пространстве относительно друг друга; 7) ориентировка на плоскости определение пространственного расположения объектов, определение их положения относительно друг друга и по отношению к плоскости. Формирование пространственных представлений у самых маленьких детей начинается с ориентировки в частях своего тела. С самого раннего возраста мы играем с ребенком: «По кажи, где носик, глазки, ушки, ручки, ножки, животик, спинка». С ориентировки в частях своего тела чуть позже формируются соответствующие им пространственные направления: впереди там, где лицо; позади (сзади) там, где спина, справа (направо) там, где правая рука (та, которой держим ложку, рисуем), слева (налево) там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела. На первых порах для различения правой и левой руки рекомендуется маркировать левую руку ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т.п.

Объясните ребенку, что впереди живот и грудь, а сзади спина. Старшие дошкольники должны знать такие редко употребляемые слова-части тела, как висок, затылок, макушка, талия показывать их и называть. Упражнять ребенка в ориентировке «на себе» можно при помощи игр и игровых упражнений. Для детей младшего дошкольного возраста слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела. У меня есть голова, Грудь, живот, а там спина, Ножки чтобы поскакать, Ручки чтобы поиграть. Игра «Не перепутай (нос ухо нос)» При слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб» до лба и т.д. взрослый выполняет движение одновременно с ребенком. Старшего дошкольника можно попытаться «перехитрить»: сказав «ухо», взрослый указывает пальцем на подбородок и т.д. игра поможет детям закрепить названия различных частей тела, лица, головы, будет развивать внимание, быстроту реакции, способность к переключению движений. Игра «Вратарь» способствует закреплению ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развивает быстроту реакции, точность движений. Взрослый бросает мяч ребенку, предупреждая ребенка, куда полетит мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я». Взрослый: «Раз, два, три справа, (слева, прямо) мяч смотри!» Игра «Мячик прыгает по мне» способствует закреплению ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа слева, впереди сзади), закреплению употребления предлогов. Ребенок выполняет задания по инструкции взрослого. В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот не запутаться б мне. На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед назад, вверх вниз, направо налево. Важно научить ребенка устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня стол, сзади шкаф, справа дверь, а слева окно, вверху потолок, а внизу пол)    Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: «вверх» - прыжок, «вниз» - присесть, «вправо» - прыжок с разворотом направо, «влево» - прыжок с разворотом налево. Упражнение «Зеркало» Выполняется в паре с ведущим. На первом этапе упражнение выполняется сидя на коленях (на пятках). Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела. «Телевизор». Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий. Если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо. «Найди клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего («Сделай два шага вперед, один направо и т.п.»). Игра для младших дошкольников «Угадай, кого загадали» преследует цель развития ориентировки в пространстве, закрепление употребления терминов, определяющих пространственное расположение предметов. Для игры необходимы три игрушки крупного размера, например, кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Взрослый сообщает ребенку адрес загаданной игрушки, ребенок должен ее определить. Например, игрушка находится сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Затем можно поменяться местами. Загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно внести дополнительные направления: справа и слева. Игра «Вверху внизу». Взрослый называет разные предметы, ребенок пальцем руки показывает направление вверх, если названный предмет находится вверху, вниз, если предмет внизу. Например, пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея и т.п. Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие) проводится с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч, говорит: «Над окном», ребенок бросает мяч взрослому, говорит: «Под окном». К двери от двери; в ящик - ; перед школой - ; до города - ; перед машиной - ; далеко - ; высоко - ; вверху - и т.п. Упражнения для ног с элементами самомассажа. Выполняются сидя на стульчике. 1. Ребенок катает мяч вперед назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда Левая все повторяет всегда. 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед назад. В каком направлении ты катаешь мяч?

6 Обе ноги мы на мячик поставим, Назад и вперед покататься заставим. 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч? Круг на полу нарисуем мячом, Только ногами не лбом, не плечом. Игра «Кошечка с мячиком» Исходное положение: стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево. Мячик катится вокруг Мой веселый круглый друг. Кати мяч вправо. * Кати мяч влево. * В каком направлении ты катишь мяч? В старшем дошкольном возрасте важно научить ребенка передвигаться в указанном направлении. Игровое действие поиск спрятанной игрушки (вещи). Ребенку предлагается в процессе передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе он будет ориентироваться на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких упражнений целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена пределами всей квартиры или упражнять ребенка на улице. Постепенно увеличивается количество заданий на ориентировку и усложняется порядок их предложения. Если вначале ребенок определял лишь парные направления: вперед назад, направо налево, то позднее направления указываются в любом порядке: вперед направо, налево назад и т.д. Формирование ориентировки в пространстве «на себе», «от себя» создает основу для более сложных ориентировок в пространстве, включая ориентировку на листе бумаги, что является важным фактором обучения грамоте.


Просмотров всего: , сегодня: Хочу такой сайт

Дата создания: 18.11.2023

Дата обновления: 18.11.2023

Дата публикации: 18.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».