20.11.2023
Ритмотерапия, здоровьесберегающая технология
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные
потребности и возможности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим
ритмотерапию, как составляющую часть музыкальной терапии.
Целью данной работы
является раскрытие методических средств, с помощью которых, через ритмотерапию,
формируются произносительные навыки у детей и формирование
произвольности.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать у ребенка
эмоциональную отзывчивость и желание идти на контакт.
- Развивающие: развивать у детей мышечный
и артикуляционный аппарат, тактильную и эмоциональную поддержку,
развивать чувство ритма, речь и мелкую моторику рук.
- Обучающие:
формировать у детей навыки произвольного поведения.
Ритмотерапия как здоровьесберегающая
технология
Чувство ритма универсально. Ритм
пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в
определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и
расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ
функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем – это свидетельство
нарушения ритма нашей жизнедеятельности…
Ритмотерапия включает в себя:
-
ритмические речедвигательные упражнения;
-
музыкально – ритмические упражнения;
-
речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета;
-
речевые ритмические упражнения с элементами драматизации;
-
игры – песни, игры – танцы;
-
ритмические речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов;
-
игры с пальчиками.
Ритмотерапия как форма
воздействия и общения
Проведение игр с ритмами дает
новые возможности для развития ребенка. Использование интереса ребенка к ритму
и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать
двигательную и речевую активность.
В играх с ритмами
используются следующие приемы:
– хлопки
в ладоши;
– топанье
ножками;
– прыжки
в определенном ритме;
– танцы;
– проговаривание
текстов стихотворений;
– пение
детских песенок.
При этом следует исходить из
принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для
детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно
понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку
возможность выбрать те, что ему больше нравятся.
Сначала взрослый самостоятельно
читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок
запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает
ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а,
возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить
выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Данный вид деятельности
рекомендуется для закрепления родителями в домашних условиях. При
продолжительной и систематической работе, наступит момент, когда ребенок станет
петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если
внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им
стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается
непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно
в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать
активную речь.
Уточнения смыслового содержания
используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки,
игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом
сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка
с определенным образом – предметом или изображением. В результате ребенок,
увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а
заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых
гусей.
Рекомендуем
начинать занятия со следующих текстов: песенки – «Антошка», «Песенка львенка и
черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга -Чанга», «Песенка крокодила
Гены»; стихотворения - потешки – «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла
горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии
Барто.
Кроме того, наблюдения
показывают, что речевая активность ребенка в играх с ритмами представляет собой
не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не
менее, полезно использовать потребность ребенка закончить знакомую фразу –
договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку – для развития
активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки,
во время игры используются предметы или игрушки, которые упоминались в тексте,
сопровождается проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями,
используются иллюстрации.
Примеры упражнений ритмотерапии:
- ритмические упражнения:
1. «Ритмическое эхо».
Педагог
дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, пытаются
повторить.
2. Ритмизация
собственных имен.
3. Ритмизация
движений человека (например, спокойный шаг, рубка дров, гребля).
4. Ритмизация
движения транспорта.
5. Ритмизация
движений различных животных.
6. «Ладушки».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2023
Дата обновления: 20.11.2023
Дата публикации: 20.11.2023