Дидактические игры по сказкам

02.11.2023

№ 1. Подбери пару.

Цель:подобрать к определенной сказке соответствующие слова, назвать сказку в которой встречаются эти слова

вариант: подбери слова к сказке «Хаврошечка» - дождь, яблоко, муравей, гриб, лягушка, котенок.

II вариант: одноглазка, двухглазка, трехглазка, корова, снег, братец, малашечка, избушка, Морозко;

Яблоко, яблоня, медведь, ворона, кусочек – сказка «Яблоко»;

Щенок, лягушка, пчела, петух – сказка « Кто сказал мяу».

№ 2. Собери сказку.

Цель: развивать у детей сообразительность, внимание, умение последовательно связывать события, изображенные на картинках.

Ход игры : детям раздаются картинки, изображающие различные эпизоды определенной сказки. Дети должны расположить эти картинки в порядке последовательности событий, рассказанных в сказке.

№ 3. Кто тут спрятался?

(р. н. с. «Зимовье»)

Цель: развивать у детей внимание, мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры : на фланелеграфе большой рисунок избы в лесу и фигурки животных и насекомых: волк, заяц, медведь, муравей, бабочка, мышка, воробей, а так же фигурки других животных, например, ежа, гусенка и т. д. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выбирают из всех этих животных тех, которые жили в лесу. Эту игру можно проводить типа соревнования между двумя командами.

№ 4. Найди свою пару.

Цель: у детей атрибуты из какого-то художественного произведения. Детей делят 2 подгруппы и размещают на противоположных сторонах комнаты. По сигналу дети идут друг к дугу и ищут свою пару, т. е. тех детей, у кого герои или предметы из одной сказки (произведения). Например, р. н. с. «Хаврошечка», р. н. с. «Гуси – лебеди».

№ 5. Никогда не унывай.

Цель: учить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тем, кто в этом нуждается.

Ход игры : воспитатель сообщает детям, что к ним приехали гости (из любого произведения). Все вместе рассматривают иллюстрации, эмоционально разглядывают изображенные лица. Дети должны подумать, что могло огорчить, удивить гостя. Затем дети выбирают одного из гостей и придумывают, как утешить огорченного. Потом проводится конкурс – способ улучшения настроения.

№ 6. Угадай, чего не стало.

Цель: развивать внимание, мышление, речь детей с использованием слов признаков.

Ход игры : воспитатель выставляет предметы, которые встречаются в какой-то одной определенной сказке или произведении (например, сказка «Лисичка со скалочкой»). Затем воспитатель убирает что-то из этих предметов и дети должны определить что. При повторении игры предметы меняются.

№ 7. Помоги своим друзьям.

Цель: упражнять детей в чтении стихотворений/отрывков из сказок, воспитывать сострадание.

Ход игры : воспитатель рассказывает детям о том, что с героями случилась беда – этим героям надо помочь: спеть песенку или сказать волшебные слова, которые они забыли, и совершится чудо – и беда уйдет. Используются фрагменты следующих сказок : «Волк и семеро козлят»«Петушок – золотой гребешок»«Заюшкина избушка».

№ 8. Встанем в круг.

Цель: развивать речь детей, закреплять знания детей о произведениях того или ин6ого писателя, о сказочных персонажах, умение действовать по словесному сигналу.

Ход игры : дети встают в круг, воспитатель в центре круга (или другой ребенок). Воспитатель называет книжного персонажа того или иного писателя, той или иной сказки, и, бросая мяч кому-то из детей, просит назвать это произведение и т. д. Варианты заданий могут быть разными.

№ 9. Распутай путаницу.

Цель: развивать внимание, мышление, умение отличать реальное от выдуманного, умение мыслить над принятым решением.

Ход игры : на картинках элементы разных сказокНапример: колобок катится и девочка несет мальчика, лиса несет в лапах петуха. Воспитатель«Какие сказки перепутались.

№ 10. Подберите шапки героям и исправьте ошибки.

Цель: развивать у детей внимание, память, мышление.

Ход игры : на фланелеграфе выставлены фигурки самых разных сказочных героев. У них перепутаны шапки. Надо исправить ошибки.

№ 11. Исправь ошибку.

Цель: учить детей замечать ошибки в рисунках, несоответствие сюжетам сказок.

Ход игры : детям показывают иллюстрации из сказок, но с небольшим искажением. Дети должны назвать сказку и определить, что неправильно нарисовал художник и доказать почему.

№ 12. Зимовье.

Цель: развивать связанную речь, воспитывать внимание, закрепить знание данной сказки.

Ход игры : на фланелеграфе выставлены разные животные и ребенок должен отобрать, назвать ряд животных, которые действуют в какой-то сказке. Другие дети должны отгадать название этой сказки.

№ 13. Помоги своим друзьям.

Цель: развитие у детей памяти, речи, воспитание сострадания.Хочу такой сайт

Ход игры : воспитатель сообщает детям о том, что герои сказок попали в бедунадо помочь им: спеть нужную песенку или рассказать нужное стихотворение (используя материалы сказок).

№ 14. Найди героя по описанию.

Цель: воспитывать у детей умение узнавать героя по наиболее характерным приметам, развивать наблюдательность.

Ход игры : воспитатель описывает сказочных героев или героев повестей, рассказов, а дети должны отгадать, кто это за герои, в каких произведениях мы с ними встречаемся.

№ 15. Найди такую же.

Цель: учить детей сравнивать рисунки, находить в них признаки сходства и различия.

Ход игры : перед детьми выставляются по два рисунка, изображения (один и тот же фрагмент из литературного произведения или литературного героя, но эти рисунки отличаются какими-то деталями. Дети должны найти эти различия.

№ 16. Кто как помог?

(р. н. с. «Бычок – смоляной бочок»)

Цель: развивать речевую активность детей, упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, воспитывать чувство уважения и сострадания.

Ход игры : на верхнем ряду фланелеграфа располагаются разные предметы: капуста, мед, ленточка. В нижнем ряду располагаются те животные, которые принесли эти предметы. Дети должны сказать, какое животное что принесло.

№ 17. Доброта.

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, речь детей, воспитывать чувтво сострадания.

Описание: воспитатель сообщает о приезде доброго фотографа (см. план игры по х/л). Он фотографирует только добрых животных и людей. Воспитатель, например, помещает на фланелеграф Зайу из «Заюшкиной избушки» и просит поместить рядом тех, кто к нему был добр (карточки с другими героями у детей и на столе) и т. д.

№ 18. Кто что говорит?

Цель: учить детей логически ставить вопросы, делать правильные умозаключения, активизировать речь детей.

Описание: подобран ряд картинок по сказкам, например, «Гуси-лебеди». Перед детьми ставится задача ответить, кто что говорит. Например: изображены печка и девочка. Что говорит девочка печке? После работы над картинками составить рассказ и пересказать сказку.

№ 19. Подбери хвосты

(р. н. с. «Хвосты»)

Цель: восприятие целостного предмета, ориентирование на бумаге.

Ход игры : воспитатель: «Герой сказки «Хвосты» потеряли хвосты. Надо помочь животным подобрать хвосты. На фланелеграфе помещены фигурки разных животных и их хвосты.

20. Отгадай и назови

Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность.

од игры : воспитатель читает стихи из разных сказок и рядом иллюстрации из этих и других сказок. Дети отгадывают загадку и находят иллюстрации к сказкам.

№ 21. Угадай, кто сказал

Цель: упражнять слуховой анализатор, развивать внимание, память, закреплять знания детей о прочитанных сказках.

Ход игры : воспитатель читает отрывки из произведений тех или иных детских писателей. Дети должны вспомнить, кто и в каком литературном произведении сказал эти слова.

№ 22. Кто что делает

Цель: активизировать словарь, использовать в речи слова действия, развивать воображение.

Ход игры : герои определенной сказки, например, кот, лиса и петух помещены на мольберте.

Вопрос: что этот герой делает в сказке?

№ 23. Кто лишний?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь детей, закреплять знания в русских народных сказках.

Ход игры : на мольберте изображения героев какой-то определенной сказки и еще добавляются герои из других сказок. Воспитатель дает задание назвать сказку и убрать лишних героев.

№ 24. Узнай героя по описанию.

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, воображение, умение соотносить слова с действиями.

Ход игры : воспитатель описывает героя из сказки, например, сказка «По щучьему велению». Например «Он не любил работать, у него были хорошие помощники: печка, ведра, топор, этому герою надо было сказать несколько волшебных слов».

Просмотров всего: , сегодня:

Картотека дидактических игр по сказкам.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 20.11.2023

Дата обновления: 20.11.2023

Дата публикации: 02.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».