03.12.2023
«Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Павлов И.П.
Нейроигры -эффективная методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Межполушарное взаимодествие – это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему.
Вот здесь стоит остановиться и коротко рассказать об особенностях нашего мозга.
Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.
Игры помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
А как интересно узнать, какое ведущее полушарие?
Для этого помогут 4 легких теста, для которых необходимо запомнить(или записать) определенную последовательность букв.
Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Запоминаем для себя соответствующую букву.
Что же в итоге получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.
Комплекс нейропсихологических игр и упражнений:
Упражнение 1.Блок упражнений «Здоровые глаза» (зрительные гимнастики) Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы.
Суть упражнения – двигать глазами по схеме с фиксированием в определённой точке.
Упражнение 2. Дыхательная гимнастика «Задувание свечи», «Дыхание», «Удивимся».
Упражнения 3. «Кулак – ребро – ладонь»
Вариант 1. С помощью схематических изображений (ладошка – силуэт ладони, кулак – кружок, ребро – прямоугольник)выкладываем ритм и предлагаем ребёнку повторить.
Вариант 2. Использовать готовые схемы.
Упражнение 4. «Собери узор»
Игра на тренировку концентрации внимания.
Ребёнку предлагается из цветных палочек узор, предложить собрать по образцу.
Упражнение 5. «Посмотри и посчитай»
Развитие внимания, пространственного мышления.
Ребенку предложить палочки с цифрами, выложить столько палочек соответственно цифре на палочке.
Упражнение 7.«Графический диктант»
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания
Вариант 1. Ребёнок должен рисовать (не видя рисунок) по устной инструкции взрослого.
Вариант 2. Графический диктант«Наоборот». В этом варианте, помимо развития пространственных представлений и внимания, идёт работа над повышением самоконтроля у ребёнка. Ребёнок должен рисовать по устной инструкции взрослого, но всё делать наоборот. Если взрослый говорит: «2 клетки влево», ребёнок рисует 2 клетки вправо. Если взрослый говорит: «Вверх», ребёнок рисует вниз и т. д.
Вариант 3. Ребёнку предлагается рисовать, опираясь на зрительной инструкции.
Упражнение 8. «Услышь букву».
Развитие слухового внимания, скорости реакции
Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал.
Упражнение 9 «Продолжи узор»
Игра на тренировку концентрации внимания.
Ребёнку предлагается дорисовать повторяющиеся элементы узора.
Упражнение 10. «Рисование двумя руками».
Развитие межполушарных взаимодействий.
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Стрелкой указано направление рисования.
Упражнение 11. «Молчу – шепчу – кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать по тому или иному сигналу: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Например, зелёная ладошка – кричу, жёлтая – шепчу, красная – молчу.
Упражнение 12.«Крестики – нолики».
Ребёнку предлагается два цветных карандаша. Например. В правой руке синий и рисовать он будет крестик, а в левой красный и рисовать надо нолик.
Упражнение 13..«Попробуй повтори».
Суть игры – воспроизвести положение рук, которое видите на карточке и одновременно произнести название картинки, которая расположена над этой позой руки. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей.
Упражнение 6. «Лабиринт»
Развитие зрительного внимания, самоконтроля
Предложите ребёнку, глядя на рисунок, помочь щенку найти дорогу к косточке в подземном лабиринте. Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию (т. е. одними глазами, и только потом нарисовал путь карандашом. (щенячий патруль)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.12.2023
Дата обновления: 03.12.2023
Дата публикации: 03.12.2023