Мелкая моторика
— комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких
движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная,
мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные
движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции
на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с
речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от
неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном
обучении, благополучная социализация ребёнка.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются
память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей
3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет
специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша
выполнить следующие несложные упражнения.
- Прочтите
ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями
рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
- Вытянуть
перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно
медленно, но одновременно изменить положение кистей.
- У
него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами
(указательным и средним поочерёдно).
- Он
должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
- Попросите
его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики
левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по
правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое
выполнить, поменяв руки.
- Попросить
развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак —
ребро — ладонь.
- На
глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её
заново.
- Похожее
упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом
просят собрать.
- Попросите
срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для
воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте,
насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким
элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на
динамику развития в руках мелкой моторики.
- Предложите
обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать
карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
- Нужно
заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её
контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида:
горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.
Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему
дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам
мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих
заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься.
Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже
интеллектуальном развитии.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка
и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не
отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было
в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.
Игры с мелкими предметами
Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те
игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
- мозаика;
- пазлы;
- конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой
моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для
детей 3-4 лет могут опираться на:
- цветные
палочки;
- скороговорки;
- стихи;
- пальчиковый
алфавит;
- пальчиковый
театр.
В первое время для трёхлетних малышей будет нормой
повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в
котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он
должен делать их уже самостоятельно.
Массаж кистей и пальцев
Такой способ развития у рук мелкой моторики
предполагает несколько методик:
- профессиональный
массаж у специалиста;
- самостоятельная
разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
- предлагайте
ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
- пусть
он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там
пальчиками по отдельности каждую крупинку.
Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют
развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.
Лепка
Здесь трудно формулировать какие-то конкретные
задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят
из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка
присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.
Рисование
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и
лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие
мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
- рисование
по трафаретам;
- штриховка;
- рисование
по фигурным линейкам;
- работа
с занимательными прописями специально для дошкольников.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется
проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно
добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование,
аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно
формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих
усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие
мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в
течение долгого времени.
Важно приучать ребенка стремиться все делать
аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить.
Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у
него все получится. Надо только постараться.