ДИАГНОСТИКА ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с
помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев
оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой, Т.А.
Тарасовой, М.В. Рыбак. Для проведения контрольных упражнений необходим
секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с
точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся
краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в
год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи
обучения.
Таблица 1
Оценка плавательной подготовленности
дошкольников по мере решения конкретной задачи.
Возрастная группа |
Задача |
I
младшая |
Научить, не бояться воды,
самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться. |
II младшая |
То же, что и в первой младшей
группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и
воздуха. |
Средняя |
То же, что и в младшей группе, а
также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять
плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду. |
Старшая |
То же и в средней группе, а также
более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду,
пытаться плавать способами кроль на груди и на спине. |
Подготовительная к школе |
Тоже, что и в старшей группе, а
также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на
ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать
способами кроль на груди и на спине. |
Таблица 2
Контрольное тестирование (младший
возраст)
Навык плавания |
Контрольное упражнение |
Ныряние |
Погружение лица в воду. |
Погружение головы в воду. |
|
Продвижение в воде |
Ходьба вперед и назад (вперед
спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук. |
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за
мячом»). |
|
Упражнение
«Крокодильчик». |
|
Выдох в воду |
Вдох над водой и выдох в воду. |
Прыжки в воду |
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде
глубиной до бедер или до груди. |
Лежание |
Лежать на воде вытянувшись в
положении на груди и на спине. Скользить по
поверхности воды. |
Таблица 3
Контрольное
тестирование (средний возраст)
Навык плавания |
Контрольное упражнение |
Ныряние |
Пытаться проплыть тоннель. |
Подныривание под гимнастическую
палку. |
|
Пытаться доставать предметы со дна. |
|
Продвижение в воде |
Упражнения в
паре «на буксире». |
Бег парами. |
|
Скольжение на
груди. |
|
Выдох в воду |
Упражнение на
дыхание «Ветерок». |
Вдох над водой
и выдох в воду с неподвижной опорой. |
|
Прыжки в воду |
|
Прыжок ногами вперед. |
|
Лежание |
Лежать на воде
вытянувшись в положении на груди и на
спине. |
Таблица 4
Контрольное тестирование
(старший возраст)
Навык плавания |
Контрольное упражнение |
Ныряние |
Ныряние
в обруч. |
Проплывание тоннеля. |
|
Подныривание под мост. |
|
Игровое
упражнение «Ловец». |
|
Продвижение в воде |
Скольжение
на груди с работой ног, с работой рук. |
Скольжение на спине. |
|
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на
груди. |
|
Выдох в воду |
Выполнение серии
выдохов в воду. |
Упражнение на задержку
дыхания «Кто дольше». |
|
Прыжки в воду |
Прыжок ногами вперед. |
Соскок головой вперед. |
|
Лежание |
Упражнение
«Поплавок». |
Упражнение «Звездочка»
на груди, на спине. |
|
Лежание на спине с
плавательной дощечкой. |
Таблица 5
Контрольное тестирование
(подготовительный к школе возраст)
Навык
плавания |
Контрольное
упражнение |
Ныряние |
Проплывание «под мостом»
(несколько звеньев). |
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под
водой. |
|
Продвижение в воде |
Плавание на груди с работой рук, с работой ног. |
Продвижение с плавательной
доской на спине с работой ног. |
|
Выдох
в воду |
Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног. |
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом
головы в сторону с неподвижной опорой. |
|
Прыжки
в воду |
Прыжок головой вперед. |
Прыжок ногами вперед в глубокую воду. |
|
Лежание |
Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания. |
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой
воде. |
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие
обозначения.
-
Высокий уровень – означает правильное выполнение, т.
е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
-
Средний уровень
– говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном
выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
-
Низкий уровень – указывает на неправильное
выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение