Проведение педагогического совета в форме мозгового штурма

06.11.2020

Большое значение при проведении любого методического мероприятия имеет форма его организации, от которой зависит активность каждого из участников. Выбор методов и форм активизации определяется контингентом педагогов, целями, задачами и особенностями содержания методического мероприятия. Проведение педагогического совета в форме мозгового штурма сделает его проблемным, познавательным и позволит педагогам стать активными участниками процесса принятия решений.

Идея одного члена группы развивается другим

Педагогический совет в дошкольной образовательной организации — это и орган управления коллективом, и важная форма методической работы, способствующая совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Часто уже само слово «методическая работа» у многих вызывает ассоциации с чем-то скучным, длинным, невыразительным. Сломать этот стереотип позволяют интерактивные методы, которые обеспечивают возможность включить всех в поиск решения проблемы, дают шанс каждому проявить себя. Один из таких методов — brainstorming (англ.), что переводится как «мозговой штурм», «мозговая атака». В методической литературе мозговой штурм называется и методом, и приемом работы с аудиторией.

Само понятие «brainstorming» ввел в конце 30-х гг. XX в. в США Алекс Осборн. Метод направлен на коллективную генерацию идей, с помощью которых можно решить проблему. Он похож на дискуссию, т. к. здесь все активны, все включены в обсуждение. Но принципиальное отличие мозгового штурма в том, что в нем существует жесткое правило: «Никто никого не может критиковать, принимаются любые идеи, чем больше, тем лучше», в то время как дискуссия (в переводе с латыни означает «разбивать на части») предполагает спор и отстаивание своей точки зрения.

Этапы мозгового штурма

Технология мозгового штурма состоит из нескольких этапов: постановка проблемы, выдвижение идей, анализ идей, выработка документа.

1.      На этапе постановки проблемы формируются группы для мозгового штурма, в каждой выбирается руководитель и секретарь, который будет записывать идеи. До сведения каждого доводится и обосновывается проблема, которая выдвигается на мозговой штурм. Важно сделать это так, чтобы участники ею заинтересовались и захотели исправить положение.

2.      На выдвижение идей отводится не более 10 минут. Здесь неважно авторство, в мозговом штурме высказанные идеи не являются чьей-то собственностью, даже хорошо, когда идея одного члена группы подхватывается и развивается другим. Это необязательное требование, но успех группы обеспечивает именно такой подход. Стимулом для воображения участников и увеличения количества идей может стать соревнование между группами: «Какая из них выдвинет больше идей?». Соперничество всегда мотивирует затрату усилий. Озвучивать выработанные идеи должны разные члены группы, а не только руководитель. Эффективность мозгового штурма снижается, если в общий разговор включаются постоянно одни и те же лица.

3.      Анализ идей осуществляется другими людьми (так было у А. Осборна), у нас это аналитическая группа. Они выбирают самые интересные идеи, а не отбрасывают худшие и, если необходимо, выдвигают уже их на мозговой штурм. Самые лучшие идеи - результат коллективного творчества.
Что делает аналитическая группа? Во-первых, уменьшает перечень идей за счет объединения похожих вариантов. Во-вторых, выделяет самые приемлемые идеи, может детализировать их или предложить для повторного обсуждения со слов: «Данная идея станет лучше, если…».

4.      Заключительный этап предполагает выработку какого-то документа. Это могут быть рекомендации, план, а в данном случае решение педагогического совета. Главное здесь — ответить на вопросы: «Что делать?», «Кто это будет исполнять?», «Как?», «Где?», «Когда?», «Зачем?».

Мозговой штурм, безусловно, обеспечивает активность каждого, но следует понимать, что он дает первичные идеи, которые необходимо апробировать или сослаться на эффективный опыт. Если этого нет, конечный результат, который можно тут же внедрить, не получится.

Организация мозгового штурма

За неделю до даты проведения педагогического совета педагогам вручают памятную записку.

Пример памятной записки для педагогов

Уважаемая _________________________________________!
Приглашаем Вас «__» _____________, в 13 ч в методический кабинет на педагогический совет по теме «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления».
Наша цель — найти способы оздоровления детей, сократить заболеваемость.
Педагогический совет будет проводиться как мозговой штурм, поэтому Вам следует запомнить и придерживаться следующих правил:
• Критика исключается.
• Чем смелее и необычнее идея, тем лучше.
• Чем больше идей, тем лучше.
• Вы можете использовать идеи товарищей по группе как трамплин для собственного замысла.
Пропуском на педагогический совет будет «Билет с идеей». Подумайте о проблеме: «Почему наши дети болеют?» и запишите ответ на карточке — это ваш пропускной билет на мероприятие.

​ Билеты будут собраны на входе, и все идеи будут озвучены в самом начале педагогического совета.

 

Предварительно все члены педагогического совета  делятся на четыре группы. В каждой из них избирается руководитель, который за два дня до мероприятия собирает членов своей группы, чтобы сориентировать их по заявленной теме, совместно обдумать проблему снижения заболеваемости детей.

Еще одна обязанность руководителя — разработать контрольный список вопросов, чтобы в ситуации, когда у членов группы возникнут трудности с выдвижением новых идей, он мог предложить свои. Для большей убедительности предлагаемых идей заранее подбираются средства визуализации.

Все члены группы, в т. ч. руководитель, находятся в равном положении и не связаны отношениями «руководитель — подчиненный», иначе не сложится атмосфера доверия, что для мозгового штурма принципиально важно.

Работа по методу мозгового штурма требует изменения привычной обстановки. Для этого в методическом кабинете переставляются столы так, чтобы каждая творческая группа работала за своим «круглым столом». Такое размещение стимулирует желание работать над проблемой сообща.

Заведующий ДОО, старший воспитатель, который ведет педагогический совет, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре входят в аналитическую группу.

Время проведения педагогического совета ограничено, поэтому жестко определяется, сколько минут выделяется на обсуждение. Дефицит времени порождает стресс, стимулирующий мозговую деятельность.

В приложении приводится пример проведения педагогического совета в форме мозгового штурма по теме «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления».

Приложение

Пример проведения педагогического совета в форме мозгового штурма по теме «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления»

Ход педсовета:

Обоснование проблемы

Старший воспитатель: Вопросы охраны здоровья детей являются актуальными, поэтому каждый год они оказываются в центре обсуждения педагогическим коллективом. Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья. По данным медицинских исследований, 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в возрасте 5–7 лет. Именно поэтому так важна организация качественного физического воспитания в детском саду.

(На экране демонстрируется слайд со сравнительными данными заболеваемости детей.)

Старший воспитатель: На слайде представлены сравнительные данные о заболеваемости детей в ДОО, средние данные по городу и в лучших детских садах, где заболеваемость низкая. Заболеваемость воспитанников ДОО немного ниже, чем в среднем по городу, но выше, чем в других детских садах. Значит, у нас есть неиспользованные резервы.
На следующем слайде показано, чем болели воспитанники ДОО в минувшем году. Основную долю от общего числа заболеваний составляют простудные, на втором месте — инфекционные и небольшой процент составляют хронические заболевания.

Выдвижение идей

Старший воспитатель: Вы хотите исправить данное положение? Давайте начнем с символа. Нарисуйте символ, который отражает вашу точку зрения на здоровье. Можете обсудить в группах и представить один символ. (Время выполнения — 5 минут). Покажите свой символ и объясните, как он отражает вашу точку зрения.

(Выступление представителей групп. Обоснование целесообразности выбранного символа.)

Анализ идей

Старший воспитатель: У вас получились интересные символы. Они заключают в себе образ здоровья и подразумевают присутствие некоего смысла, связанного со здоровым образом жизни, движениями или природными силами оздоровления. Вы можете использовать придуманные символы в газетах для родителей, посвященных оздоровлению детей, или в папках-передвижках на эту тему.

Выдвижение идей

Старший воспитатель: Обратимся к вашим «Билетам с идеями».

(Пока в группах обсуждают и рисуют символы, аналитическая группа классифицирует идеи и прикрепляет обобщенные данные на доску так, чтобы получилась организационная диаграмма.)

Анализ идей

Педагог-психолог:
Причины детских болезней, названные вами, мы разделили на две группы: те, которые мы не можем изменить, и те, которые изменить должны. В первую группу вошли следующие причины:

·         факт пребывания детей в коллективе;

·         наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям;

·         тяжелые хронические заболевания, с которыми дети пришли в детский сад;

·         влияние сезонных природных факторов и экологические проблемы.

Вторую группу составляют причины, которые предполагают серьезную педагогическую работу:

·         дидактогения, вызванная давлением со стороны педагога, стресс от пребывания в детском саду;

·         низкий иммунитет воспитанников;

·         недостаточный уровень двигательной активности.

Обсуждать первую группу причин не имеет смысла, их надо принимать как данность. Значит, необходимо работать с причинами второй группы, чтобы снизить риски заболевания воспитанников.
По данным психологической диагностики, проведенной в мае, 22% воспитанников показали высокую степень психоэмоционального напряжения. Что мы можем изменить, чтобы снизить эмоциональное напряжение детей? Предложите свои варианты решения данной проблемы.

(Участникам дается время для обсуждения проблемы в группах. Затем представители каждой группы озвучивают свои идеи. Предлагаемые идеи, которые совпадают, могут быть объединены).

Анализ идей

Педагог-психолог:
Учитывая ваши высказывания, делаем вывод: чтобы снизить стрессовую нагрузку на детей, снять эмоциональное напряжение, мы должны:

·         использовать приемы личностно ориентированного взаимодействия с детьми;Хочу такой сайт

·         не допускать авторитарного давления на воспитанников;

·         не затягивать занятия, проводить их в игровой форме, без жесткой привязки к месту за столами;

·         знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;

·         обеспечивать необходимое количество и качество сна воспитанников в режиме дня.

(Карточки с каждой идеей педагог-психолог прикрепляет к организационной диаграмме.)

Педагог-психолог: Вы действуете в правильном направлении, но, видно, используемые средства недостаточны для решения обсуждаемой проблемы. Следует совершенствовать мастерство применения гуманных методов воспитания; научиться быть фасилитатором, т. е. понимать возникающие в группе проблемы с позиции ребенка; развивать в себе способность к эмпатии, всегда эмоционально откликаться, реагировать на эмоциональное состояние детей.

Старший воспитатель: Переходим к следующей причине детских болезней — это низкий иммунитет.

(На экране демонстрируется следующий слайд.)

Старший воспитатель: На слайде показано два вида иммунитета: естественный и искусственный. Естественный иммунитет — это врожденная (пассивная) защита организма от заболеваний, ее ребенок получает от мамы.
Активный естественный иммунитет формируется у ребенка после перенесенного заболевания. К сожалению, этого иммунитета недостаточно, чтобы предупредить многие тяжелые заболевания. Поэтому врачи помогают искусственным путем формировать защитные силы организма через прививки и сыворотки. Мы можем повысить иммунитет у детей? Как?

(Участникам дается время для обсуждения в группах. Затем представители групп озвучивают свои идеи. После анализа каждой идеи старший воспитатель прикрепляет соответствующую карточку к организационной диаграмме.)

Старший воспитатель: У нас появилось много вариантов решения данной проблемы. Давайте на первое место поставим вакцинацию. Понятно, что это дело медицинских работников, но наша задача всячески поддерживать идею важности прививок. Многие родители отказываются от вакцинации сознательно. Они убеждены, что после них дети болеют еще больше. Однако вакцина - это сильно ослабленный или убитый возбудитель заболевания, который провоцирует образование антител к конкретному заболеванию. Есть только два пути образования антител — вакцинация или же заболевание в полной мере. Поэтому следует вести разъяснительную работу.

Все группы назвали закаливание как еще один путь защиты детского организма от простудных заболеваний и укрепления иммунитета. Для дошкольников закаливание не подразумевает таких жестких экстремальных методов, как обливание холодной водой и ходьба босиком по снегу, хотя и такие варианты вы предлагали. Но достаточное время пребывания и активные движения на свежем воздухе, обтирание, контрастное воздушное закаливание способны значительно укрепить иммунитет ребенка и предотвратить респираторные заболевания. Интересным опытом закаливания подкрепила свои идеи группа № 2. Систематическое обтирание детей, строгое выполнение режима прогулок позволили им заметно снизить процент простудных заболеваний в группе.

По вашему мнению, укреплению иммунитета способствуют гигиенические навыки детей. И это, безусловно, верно. На руках скапливаются не только микробы, вызывающие желудочно-кишечные заболевания, но и многочисленные вирусы, бактерии, грибки, возбуждающие десятки других болезней. Конечно, все вы учите детей мыть руки с мылом, но следует еще и контролировать качество выполнения этой деятельности до тех пор, пока это не станет для ребенка правильной привычкой.

Безусловно, полезны сеансы в галокамере, фиточай, кислородные коктейли, тем более что это очень нравится самим детям. Практически все родители согласны с этими процедурами, и воспитанники получают их регулярно. Не так приятно благоухают мелко порезанный лук и раздавленный чеснок, которые стоят в открытых емкостях в группах в осенне-зимний период, но это один из способов борьбы с болезнетворными вирусами, вызывающими ОРВИ.

Не только идею, но и интересный опыт организации дыхательной гимнастики с детьми представила воспитатель подготовительной группы.

Выдвижение идей

Инструктор по физической культуре: Вы правильно назвали в числе одной из причин заболеваемости детей низкую двигательную активность. Давайте обсудим, как ее повысить, а лучше — как оптимизировать. Ведь есть воспитанники, двигательную активность которых нужно даже снизить. Постарайтесь найти нестандартные варианты, а если подход традиционный, то наполните его новым содержанием.

(Участникам дается время для обсуждения в группах.)

Инструктор по физической культуре: Назовите, пожалуйста, те формы работы, которые вы предлагаете для оптимизации двигательной активности воспитанников.

(Представители каждой группы озвучивают свои идеи.)

Анализ идей

Инструктор по физической культуре: Во-первых, это разнообразные интересные для детей подвижные игры и освоение старшими дошкольниками новых игр с элементами спорта. Современные программы по физическому воспитанию дошкольников во всех странах предусматривают прогулки с включением подвижных игр, которые часто называют свободными. Наша задача состоит в том, чтобы, поддерживая инициативу детей, направить игру в нужное русло, научить их новым играм. А также подбирать пособия, которые будут стимулировать появление новых вариантов знакомых игр.

Во-вторых, увеличение до разумного предела физкультминуток на занятиях.

В-третьих, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности. У нас хороший стадион, есть график его использования каждой группой, не упускайте возможность дать детям вволю побегать, поупражняться на спортивных снарядах, поиграть в городки, футбол, мини-баскетбол. В каждой группе есть спортивные уголки. Находите место и время в режиме дня для его использования. Чаще следует использовать спортивный, музыкальный залы и имеющееся там оборудование в непогоду, когда время прогулки ограничивается объективными условиями.

Опыт игровой организации физкультурных занятий и спортивных праздников мы многократно обсуждали и имеем хорошие результаты, отмеченные дипломами и грамотами. Будем совершенствовать методы, но выбранное направление «Всей семьей на стадион!» останется приоритетным в деятельности ДОО.

(После анализа каждой идеи инструктор по физической культуре прикрепляет соответствующую карточку к организационной диаграмме.)

Инструктор по физической культуре: Дальнейшую работу мы построим в форме игры «Время шоу». Переходим в спортивный зал. Вы будете играть роль детей. А те, кому я брошу мяч, будут воспитателями и проведут с «воспитанниками» новую придуманную игру или организуют любую другую совместную деятельность, направленную на оптимизацию двигательной активности.

(Игра проводится 4 раза, чтобы каждая подгруппа смогла показать себя. После игры участники педагогического совета возвращаются в методический кабинет.)

Старший воспитатель: Спасибо вам за активность и интерес к проблеме здоровья детей. Давайте обсудим решение педагогического совета. Можно обратиться к организационной диаграмме, она напомнит самые важные вопросы, которые мы обсуждали. Ваши предложения, пожалуйста.

(После выслушанных предложений принимается решение.)

Решение педсовета

Старший воспитатель:
Итак, мы принимаем следующие решения:

1.      Предпринять меры для снижения психоэмоциональной нагрузки на детей посредством личностно ориентированного взаимодействия с воспитанниками, игровых форм организации, учета индивидуальных особенностей. (Ответственные: воспитатели. Контроль: заведующий ДОО, старший воспитатель. Постоянно.)

2.      Актуализировать работу по укреплению иммунитета детей через систему закаливания, формирования гигиенических навыков, соблюдения режима прогулок, организацию профилактических мероприятий. (Ответственные: воспитатели. Контроль: старшая медицинская сестра. Постоянно.)

3.      Одобрить опыт проведения дыхательной гимнастики в подготовительной группе, рекомендовать его для использования в других группах с целью профилактики у детей заболеваний органов дыхания. (Ответственные: воспитатели. Контроль: старший воспитатель. Постоянно.)

4.      Стимулировать двигательную активность детей, способствовать формированию интереса к занятиям физической культурой в разных формах. Ежедневно проводить 3–4 подвижные игры на открытом воздухе и физкультминутки в ходе НОД. (Ответственные: воспитатели. Контроль: старший воспитатель. Постоянно.)

5.      Вовлекать родителей в совместную работу по оздоровлению детей: выработать общую систему закаливания; проводить детско-родительские спортивные праздники 1 раз в 2 месяца; специальные ознакомительные занятия для родителей с показом всех видов работы по физическому воспитанию в детском саду. (Ответственные: воспитатели, инструктор по физической культуре. Контроль: медицинская сестра, старший воспитатель. В указанные сроки.)

Подведем итог работы педагогического совета в рамках той же технологии мозгового штурма, в которой работаем сегодня. Методика называется «Цветные вопросы». У меня в руках желтый, зеленый, синий и черный вопросы. Предлагаю командам выбрать себе любой вопрос и очень коротко ответить на него. (Выбирают, обсуждают, объясняют.)

Вопросы для групп участников:

Желтый
Какую из обсужденных проблем мы могли бы уже с сегодняшнего дня успешно решить и таким образом укрепить здоровье детей? ______________________________________________________________________________________________________

Зеленый
Что, если мы ___________________________________________________________________________________________.

Синий
В предложенной сегодня технологии проведения педагогического совета я вижу следующие достоинства ______________________________________________________________________________________________________.

Черный
Теория и практика не всегда совпадают. Думаю, будут трудности с реализацией
______________________________________________________________________________________________________.

  

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».