Опыт сценарного развития оздоровительной работы ДОУ

11.11.2020

Формирование здоровья ребенка, полноценное развитие его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальной задачей на современном этапе развития нашего учреждения является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей с самого раннего детства, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Современная насыщенная, гибкая оздоровительная система – это будущее нашего детского сада. Работая над этой проблемой, мы получили четкое представление желаемого будущего - наше видение будущей модели, предположили и приняли возможные варианты разворачивания будущей модели оздоровительной работы. Слабым местом оставалось отсутствие фильтра, через который надо было пропустить наши идеи. Так мы пришли к командному обсуждению идей оздоровительной работы - насколько они реальны и применимы в  условиях «Калинки».  Нескольким позже, уже в процессе работы, мы поняли, что занимаемся разработкой сценария возможных путей модернизации оздоровительной работы. Надо отметить, что сценирование стало не только фильтром, но и источником вдохновения для выработки новых идей. 

Команда педагогов – сценаристов нашего учреждения с интересом включилась в эту работу: выбрали возможные перспективные стержневые направления в физкультурно-оздоровительной работе:

- расширение двигательной активности;

- внедрение различных видов гимнастики;

- технологии сохранения и стимулирования здоровья (игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, фрироуп);

- оздоровительные процедуры в водной среде;

- педагогическая валеология.

Обсудили для каждого стержня условия, возможные риски: соотношение «цель-результат», эффективность потраченных ресурсов (рис. 1).

Рис. 1. Процесс определения стрежневого направления в оздоровительной работе ДОУ.

 

В результате проделанной работы стержнем в постановке оздоровительной работы нами было избрано плавание в сопряжении с дыхательной гимнастикой, в постановке с детьми раннего возраста – это работа для нас впервые. На выбор данного сценарного решения в первую очередь повлияли кадровые и материально-технические условия.

Наши идеи реализуем через программу «Юные пловцы», разработанной на основе методического пособия  «Обучение плаванию в детском саду» (авторы: Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева, Т.Л. Богина).

Изучив лучшие практики постановки этой работы в других регионах, мы усилили программу дополнительным компонентом - инновационными приемами по обучению плаванию детей дошкольного возраста, для малышей они используются с учетом их возраста (рис. 2):

1. Фигурное плавание – это различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.

2. Гидроаэробика – это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений под музыку.

3. Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление мелкой моторики рук.

4. Дыхательная гимнастика - это специальные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

5. Игротерапия – это использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды, которые повышают активность, развивают координацию движений, способствуют воспитанию чувства товарищества и появлению инициативы, вызывают большие эмоции у детей.

Рис. 2. Модель оздоровительной работы в ДОУ.

 

Дополнительные компоненты программы обогащены «деталями» этнорегионального характера:Хочу такой сайт

1. Утренняя гимнастика с элементами оздоровительной практики «цигун». Цигун для детей – это комплексная восточная практика, действие которой одновременно направлено на все сферы организма: на ум ребенка, на его дух и на физическую оболочку. Укрепляя организм и оздоравливая его, цигун в тоже время позитивно воздействует на эмоциональный фон и интеллект, придает спокойствие, способствует балансированному развитию малыша.  Эта практика помогает справиться с гиперактивностью, возбужденным состоянием, плохим сном. Упражнения определенным образом закаляют малыша, деля его более выносливым и крепким (комплекс упражнений: «подъем неба», «поддерживание луны», «змея танцует», «дерево, раскачивающее под ветром»).

Детей раннего возраста (3-4 г.) характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп, поэтому обучение упражнениям заключается в последовательном многократном повторении, что значительно облегчает его освоение, позволяет избежать ошибок. 

Для достижения максимальных результатов, для детей этого возраста используются следующие методы обучения:

- наглядный: показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;

- словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, команды, пояснения;

- практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений.

2. Теплое питье.

3. Сухое плавание

Эффективность реализуемой программы обеспечивается также режиссурой событий, как общий праздник на воде, работы с родителями в формате мастерских в «Городе мастеров» (проекте для родителей), консультационном центре, в том числе с использованием дистанционных технологий. Планируем подключить в будущем и создаваемую цифровую среду детского сада.

 Продуктивность сценарного решения значительно обогащается за счет развития общей оздоровительной системы в ДОУ: обеспечение здорового ритма жизни - (щадящий режим (в адаптационный период), гибкий режим, организация микроклимата и стиля жизни группы и т.д.; витаминизация, вакцинопрофилактика, гигиенические и закаливающие процедуры в разнообразных формах, свето-воздушные ванны, свето- и цветотерапия, музыкотерапия (звукотерапия), психогимнастика.

Таким образом, реализуя данную программу мы решаем основные задачи в здоровьесбережении, получая следующие эффекты:

- содействие укреплению здоровья занимающихся;

- достижение и сохранение высокого уровня физической подготовленности, улучшение показателей функционального и психологического состояния;

- воспитание у детей осознанного отношения к физическому и духовному здоровью;

- развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка, и, как результат, снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;

- улучшение плавательной подготовленности.

Отличительной особенностью данной программы является интеграция физических, эстетических, художественно–творческих и психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста, приобщение к здоровому образу жизни, культурному наследию.

В заключение стоит отметить, что в целом модернизация оздоровительной работы идет в русле:

1. Расширения дополнительного образования детей;

2. Создания здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального;

3. Расширения технологий сохранения и стимулирования здоровья и т.д. при сохранении классических основ ФОЗР;

4. Повышения заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.

В этой работе  привычка думать сценариями помогает нам понять логику развития событий, выявить движущие силы, ключевые факторы, ключевые фигуры и нашу собственную способность принимать эффективные управленческие решения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».