Опыт сценарного развития оздоровительной работы ДОУ
11.11.2020
Формирование здоровья
ребенка, полноценное развитие его организма одна из основных проблем
современного общества. Дошкольное воспитание пронизано заботой о физическом
здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция
дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных
лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического
воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Любая система не
прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться,
обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальной задачей на современном этапе
развития нашего учреждения является осмысление накопленного опыта сохранения и
укрепления здоровья детей с самого раннего детства, оценка его эффективности и
модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Современная насыщенная,
гибкая оздоровительная система – это будущее нашего детского сада. Работая над
этой проблемой, мы получили четкое представление желаемого будущего - наше
видение будущей модели, предположили и приняли возможные варианты
разворачивания будущей модели оздоровительной работы. Слабым местом оставалось
отсутствие фильтра, через который надо было пропустить наши идеи. Так мы пришли
к командному обсуждению идей оздоровительной работы - насколько они реальны и
применимы в условиях «Калинки». Нескольким позже, уже в процессе работы, мы
поняли, что занимаемся разработкой сценария возможных путей модернизации
оздоровительной работы. Надо отметить, что сценирование стало не только
фильтром, но и источником вдохновения для выработки новых идей.
Команда педагогов –
сценаристов нашего учреждения с интересом включилась в эту работу: выбрали
возможные перспективные стержневые направления в физкультурно-оздоровительной
работе:
- расширение
двигательной активности;
- внедрение различных
видов гимнастики;
- технологии сохранения
и стимулирования здоровья (игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, фрироуп);
- оздоровительные
процедуры в водной среде;
- педагогическая
валеология.
Обсудили для каждого
стержня условия, возможные риски: соотношение «цель-результат», эффективность
потраченных ресурсов (рис. 1).
Рис. 1. Процесс
определения стрежневого направления в оздоровительной работе ДОУ.
В результате
проделанной работы стержнем в постановке оздоровительной работы нами было
избрано плавание в сопряжении с дыхательной гимнастикой, в постановке с детьми
раннего возраста – это работа для нас впервые. На выбор данного сценарного
решения в первую очередь повлияли кадровые и материально-технические условия.
Наши идеи реализуем
через программу «Юные пловцы», разработанной на основе методического
пособия «Обучение плаванию в детском
саду» (авторы: Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева, Т.Л. Богина).
Изучив лучшие практики
постановки этой работы в других регионах, мы усилили программу дополнительным
компонентом - инновационными приемами по обучению плаванию детей дошкольного
возраста, для малышей они используются с учетом их возраста (рис. 2):
1. Фигурное плавание –
это различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с
использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения
различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.
2. Гидроаэробика – это
выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений под музыку.
3. Пальчиковая
гимнастика - комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление мелкой
моторики рук.
4. Дыхательная
гимнастика - это специальные упражнения, которые обеспечивают полноценный
дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную
мускулатуру.
5. Игротерапия – это
использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды, которые
повышают активность, развивают координацию движений, способствуют воспитанию
чувства товарищества и появлению инициативы, вызывают большие эмоции у детей.
Рис. 2. Модель
оздоровительной работы в ДОУ.
Дополнительные
компоненты программы обогащены «деталями» этнорегионального характера:
1. Утренняя гимнастика
с элементами оздоровительной практики «цигун». Цигун для детей – это
комплексная восточная практика, действие которой одновременно направлено на все
сферы организма: на ум ребенка, на его дух и на физическую оболочку. Укрепляя
организм и оздоравливая его, цигун в тоже время позитивно воздействует на
эмоциональный фон и интеллект, придает спокойствие, способствует
балансированному развитию малыша. Эта
практика помогает справиться с гиперактивностью, возбужденным состоянием, плохим
сном. Упражнения определенным образом закаляют малыша, деля его более выносливым
и крепким (комплекс упражнений: «подъем неба», «поддерживание луны», «змея
танцует», «дерево, раскачивающее под ветром»).
Детей раннего возраста
(3-4 г.) характеризует большая осознанность восприятия показа движений и
словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения
упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе
разнообразных мышечных групп, поэтому обучение упражнениям заключается в
последовательном многократном повторении, что значительно облегчает его
освоение, позволяет избежать ошибок.
Для достижения
максимальных результатов, для детей этого возраста используются следующие
методы обучения:
- наглядный: показ
упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
- словесный:
объяснения, указания, беседа, рассказ, команды, пояснения;
- практический:
выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений.
2. Теплое питье.
3. Сухое плавание
Эффективность
реализуемой программы обеспечивается также режиссурой событий, как общий
праздник на воде, работы с родителями в формате мастерских в «Городе мастеров»
(проекте для родителей), консультационном центре, в том числе с использованием
дистанционных технологий. Планируем подключить в будущем и создаваемую цифровую
среду детского сада.
Продуктивность сценарного решения значительно
обогащается за счет развития общей оздоровительной системы в ДОУ: обеспечение
здорового ритма жизни - (щадящий режим (в адаптационный период), гибкий режим,
организация микроклимата и стиля жизни группы и т.д.; витаминизация,
вакцинопрофилактика, гигиенические и закаливающие процедуры в разнообразных
формах, свето-воздушные ванны, свето- и цветотерапия, музыкотерапия
(звукотерапия), психогимнастика.
Таким образом, реализуя
данную программу мы решаем основные задачи в здоровьесбережении, получая
следующие эффекты:
- содействие укреплению
здоровья занимающихся;
- достижение и
сохранение высокого уровня физической подготовленности, улучшение показателей функционального
и психологического состояния;
- воспитание у детей
осознанного отношения к физическому и духовному здоровью;
- развитие и
стабилизация эмоциональной сферы ребёнка, и, как результат, снижение
поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
- улучшение
плавательной подготовленности.
Отличительной
особенностью данной программы является интеграция физических, эстетических,
художественно–творческих и психоэмоциональных особенностей детей дошкольного
возраста, приобщение к здоровому образу жизни, культурному наследию.
В заключение стоит
отметить, что в целом модернизация оздоровительной работы идет в русле:
1. Расширения
дополнительного образования детей;
2. Создания
здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но
и развитию здоровья физического, психического, социального;
3. Расширения
технологий сохранения и стимулирования здоровья и т.д. при сохранении
классических основ ФОЗР;
4. Повышения
заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья
детей.
В этой работе привычка думать сценариями помогает нам
понять логику развития событий, выявить движущие силы, ключевые факторы,
ключевые фигуры и нашу собственную способность принимать эффективные
управленческие решения.