Воспитание у детей дружеских отношений в процессе игры
14.03.2021
Игра – ведущая деятельность детей
дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и
роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной
обусловленности обстоятельств, пространства, времени.
Игра – средство воспитания, когда
она включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая
влияние на её содержание организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения,
педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю,
отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного
средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих
детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем
самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.
Игра в воспитательном процессе – это
образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей
предметно-развивающей среды детского сада. Известно, что использование игровой
методики позволяет добиться устойчивого детского внимания.
Что бы учить детей дружить и
формировать у них дружеские взаимоотношения, педагог должен знать сам, а что же
такое дружба?
Разминка: кидаю мяч и спрашиваю, что
такое дружба?
Человечество всегда высоко ценила
дружбу.
Дружба – один из видов личных
отношений. В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого
как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по
себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в
дружбу». В отличии от кровнородственной, семейной близости и от товарищества,
члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности,
дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии.
Дру́жба — личные бескорыстные
взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности,
взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками
дружбы являются взаимность, доверие и терпение
Это складывающиеся в повседневной
жизни реальные личные отношения.
Это дружеские чувства и переживания,
дружба – важная нравственная ценность, в которой нуждается каждый человек, а
особенно ребенок.
Показатели дружбы между детьми в
группе.
Интерес к деятельности сверстников,
желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о
совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
Проявление заботы о товарище по
группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь
(желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы,
желание выручить товарища;
Известная объективность оценок и
самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по
справедливости, получая при этом удовлетворение);
Выражение дружеских отношений по
собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого);
Дружеские отношения не только в
присутствии воспитателя, но и без него.
виды игр с правилами. дидактические
(основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его
знаниями) и подвижные (основная задача - совершенствование движений, развитие
двигательной активности).
Почему так важны правила в играх,
потому что они организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между
ними и воспитателем. С помощью правил формируется способность ориентироваться в
изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания,
проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается
способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других
играющих, взаимодействовать со сверстниками.
Так же правила игры имеют обучающий,
организующий и дисциплинирующий характер. Воспитатель ставит детей в такие
условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё
поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным, тем самым
формируя у них дружеские взаимоотношения.
Правила игры объясняются до её
начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально.
Роль педагога в организации игры
заключается в том, что он наблюдает за ходом игры и сам включается в нее. Все
чаще роль ведущего поручается детям. При первом проведении игры педагог берет
на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку
правильности выполнения задания онпоручает кому-либо из детей. Необходимо,
чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задавать вопросы.
Педагог внимательно следит за ее
ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что
позволяет планировать индивидуальнуюработу не только в игре, но и в других
видах деятельности.
При подведении итогов игры
акцентируется внимание детей на их успехах, если даже они были у кого-то
незначительными например, у одного следует отметить быстроту выполнения
задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть
вместе с товарищем, договариваться о том, что будут делать вместе.
Анализ проведенной игры помогает
педагогу усложнить ее содержание за счет включения новых материалов (стекла,
тканей) и новых правил игры: объединять играющих детей в команды.
С расширением опыта и развитием речи
детей средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме
шутки.
Наиболее доступный и эффективный
метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных
игр перед другими упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой,
фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную
активность. Уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста может
быть повышен, если использовать подвижные игры как средство воспитания
положительных взаимоотношений у детей.
Подвижная игра – это сознательная,
активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами”.
Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством
воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее
развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении,
которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и
быть очень исполнительным. Потому именно в подвижных играх лучше всего формировать
дружеские взаимоотношения детей.
Подвижные игры направлены на
формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что
приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока
перед "командой" за правильность своих действий, о необходимости
взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам.
Особенности руководства играми с
правилами.
Воспитатель поощряет избирательную
детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не
замыкаются интересами только двух-трех дружащих собой ребят, а имеют большое
значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.
Для каждого ребенка очень важно, что
он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных,
например, для занятий или труда).
Здесь неприемлемы учебные методы.
Если воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по
поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен выступать не в
качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища,
участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений.
Необходимо также развивать у детей
желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя
дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных,
дружеских чувствах и отношениях.
Надо внимательно наблюдать за играми
детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее
непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснить, у кого
какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение
должно быть целенаправленным.
Мой опыт.
Факторы сформированного коллектива
Сплоченность
Организованность
Авторитет актива класса
Связь с общешкольным коллективом
Участие в общественно полезном
труде.
Взаимоотношение в классе
Уровень сознательной дисциплины.