17.03.2021
1. Никогда не
кричите сами и приучайте ребенка говорить сдержанно.
2. Ни в коем случае не
разговаривайте с ребенком на улице при сильном морозе.
3. Не пытайтесь перекричать шум
(например, транспортный). Если нет острой необходимости сказать что-то
немедленно, лучше подождать, пока шум не стихнет или вы сами окажетесь в более
тихом месте.
4. Не перенапрягайте голос ребенка
при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких. И не только в разгар болезни,
но и когда дело пошло на поправку.
5. Отрицательное действие на голос
может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности
увлажняйте его — разведите цветы, если у ребенка нет к ним аллергии, оставляйте
в открытом сосуде воду около спящего малыша.
6. И, конечно же, особого внимания
требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни
не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести
не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса.
На
состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли
и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Учтите, что
излишняя полнота ребенка отрицательно отражается и на его голосе.
При всех
видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему
физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике,
личной гигиене.
Для
развития и укрепления речевого аппарата детей мы в детском саду используем
игры, упражнения.
Ребенку трех—пяти лет полезны
игры, в которых приходится говорить тихо или шепотом. Например, игра в «Эхо»:
взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить
уже заученный стишок так: первую строчку взрослый произносит громко, а вторую
ребенок произносит тихо и т.д.
С
ребенком, который говорит слишком тихо, лучше разговаривать на большом
расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос, то же надо
делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует
принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или
превратится в «молчальника».
Хороший
эффект дают скороговорки, которые дети произносят тихо и громко, быстро и
медленно.
Когда дети
сильно расшумятся, я предлагаю им шёпотом читать всем известное стихотворение
«Тише, мыши...», в конце которого все громко смеются: «Ха, ха, ха». Эта игра
даёт психологическую разрядку и развивает шёпотную и громкую речь.
Сохранить здоровье ребенка – основная задача и родителей и
воспитателей. Подорвать его легко, а вот восстановить, избавиться от различных
нарушений, обрести прежнее состояние – для этого потребуется уже значительно
больше времени.
Дорогие родители, давайте постараемся
соблюдать правила, о которых мы сегодня говорили. Берегите голос ребенка –
такой звонкий, такой чистый и такой хрупкий!