08.12.2022
25.11.2022
В своей работе с целью повышения
интеллектуально-познавательных способностей детей, активно применяю следующие
современные образовательные технологии и методы:
o
здоровьесберагающие
технологии;
o
трилингвальная
технология
o
игровые
технологии;
o
групповой
сбор;
o
организация
образовательной деятельности по центрам активности;
o
технология
деятельностного подхода;
o
технология
исследовательской деятельности;
В
своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения
дошкольников.
-
проблемно-поисковый метод на занятиях
-
исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового
материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу
детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять
решения путем «Проб и ошибок»;
-
метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И
этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту,
желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
-
обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом
деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения :
-
побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная
деятельность;
-
проблемные и игровые обучающие ситуации;
-
проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
-
развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение,
анализ, синтез и т. д.);
-
задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения,
что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
-
учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь
результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;.
Результат:
у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась
эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять
задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая
активность детей.
Методы - упорядоченные
способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и
решение задач дошкольного образования.
Для
обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации
образовательной программы используются следующие методы:
•
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и
приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации,
игры, соревнования, состязания и др.);
•
методы создания условий, или организации развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод
приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения,
образовательные ситуации);
•
методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений опыта поведения
и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение
художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение
и др.);
•
информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий
ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин,
демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы
воспитателя или детей, чтение);
•
репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и
способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца
воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель);
•
метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в
процессе организации опытов, наблюдений;
•
эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части –
проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в
новых условиях)
•
исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций,
ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты,
экспериментирование).
Метод
«проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования
ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса:
воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок –
воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода
проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии
проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости
каждого в коллективе.
Метод
проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей:
социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство
детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью
взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и
вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании
информационной компетентности большая часть детей называют источники
информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных
привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать
сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера,
осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно –
ориентированные технологии
Считаю,
что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные
технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный
познавательный процесс.
Способ
общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество
строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я
стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в
разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с
раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические
игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с
учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую
поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо –
плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку
друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними
индивидуальную работу вне занятий.
С
целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от
воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность
детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время
прогулок, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности.
Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности,
намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают
успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю
условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные
взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе
преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги –
родители.
Результат:
Таким образом, педагогический процесс в группе, представляет собой единую
личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети
вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные
технологии
В
своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в
образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями.
Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В
данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо
знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса.
Кроме того, неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ
тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Можно
смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации
учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации
обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей
на поисково-познавательную деятельность.
Новые
условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе
образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными
образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и
методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Игровые
технологии
Для
социального развития ребенка важно создание условий для формирования
коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все
виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские,
строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей
более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и
закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать
в коллективе.
Используя
в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют
обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные
воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной
культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной
программы детского сада.
Использование
игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в
целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе,
театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует
словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя
итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей
педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и
позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает
двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей
и на снятие отрицательных последствий образования.
Таким
образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте,
я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное
детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю
жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так
он и будет строить реальные отношения.
Все
формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная
деятельность - интегративный метода проектов).
Технологии
предметно – развивающей среды
Для
того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая
среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр
искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные
цели организации Центров:
-
ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
-
каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные
периоды развития;
-
для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов,
специалистов и всех членов семьи.
Каждому
ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей,
удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для
познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая
среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную,
игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь
своеобразной формой самообразования.
Средства
реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных
объектов:
•
демонстрационные и раздаточные;
•
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
•
естественные и искусственные;
•
реальные и виртуальные;
•
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.);
•
игровой (игры, игрушки);
•
коммуникативной (дидактический материал);
•
чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе
аудиокниги, иллюстративный материал);
•
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и
др.);
•
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной
(оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
•
музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический
материал и др.).