01.03.2023
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре. 2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Важным условием здоровьесбережения и здоровьеформирования является организация систематического мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности. Поэтапное развивающее взаимодействие с ребёнком педагогов, специалистов, родителей. В этом процессе мы создаём опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Организовываем умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
· закаливание КГН;
· спортивные праздники;
· спортивные развлечения и досуги;
· недели здоровья;
· соревнования;
· прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
· Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
· Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
· Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
· Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
· Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
· Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
· Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
· Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.