19.11.2023
Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Если ребёнок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить. Имеет тот багаж развитых умений, так необходимых для подготовки к школе.
Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Как методическое средство пальчиковые игры, хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени. Детей невозможно заставить полюбить петь, танцевать можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. В этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы.
Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. Малыши с помощью пальчиковых игр узнают счет, каждая пальчиковая игра расширяет познания об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию. пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием подушек, стихов. Использование обеих рук помогает лучше представить и осознать понятия высоко и низко, вверху и внизу, справа и слева. Малыши с трудом проговаривают текст пальчиковых игр, но с удовольствием выполняют движения по показу взрослого. При разучивании пальчиковых игр развивается речь, детская память, выразительность, расширятся кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство. У детей просыпается интерес к театральной деятельности. Многие пальчиковые игры позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), разыгрывать различные модели поведения персонажей с разными чертами характера, что в свою очередь является элементами психогимнастики.
Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. При этом использование музыкальных пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что способствует в игре на музыкальных инструментах.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции. Пальчиковые игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группах, используются в самостоятельной деятельности. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность. Издавна Пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.