05.12.2023
Золтан Дьенеш – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в области психологии, он разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.
05.12.2023
Теория Дьенеша основана на шести стадиях математического познания.
- Свободна игра. Малыш получает задание и решает его путём проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.
- Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения не правил - важнейший педагогический «трюк».
- Сравнение. Поставленная задача обыгрываешься на пуговицах, бумажных снежниках, куклах и тд. Это подводит ребёнка к необходимости мыслить абстрактно.
- Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.
- Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.
- Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.
Логические блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша – эффективный дидактический материал, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.
Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от трех до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.
Подобные развивающие игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать простые кубики и треугольники.
Цели занятий с блоками Дьенеша можно разделить на последовательную цепочку:
- Сначала научить детей выявлять свойства
- Затем сравнивать предметы по найденным свойствам
- Далее переход к классификации, обобщению
- И освоение логических операций и языка символов
Варианты занятий с блоками Дьенеша
Знакомство со свойствами
Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.
Сравнение по свойствам
Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.
Классификация, логические операции
Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.