09.11.2024
10.12.2024
«Бабашки» – это деревянные блоки разных форм для строительства, точнее – для ростового моделирования, т. е. «Бабашки» позволяют детям строить в рост. Среди форм «Бабашек» можно найти бруски, арки, цилиндры и плоскости разных размеров, а также их части – «римскую полуарку», «четверть круга», «полублок» и тд. Однако любому элементу может быть предписано любое содержание. Деревянный цилиндр может стать стаканом с водой, подзорной трубой и головным убором, т. е. дети, по сути, превращают предметы. Важно понимать, что игра, как деятельность, это очень важный период в жизни ребёнка. Без игры человек не может стать. В игре с «Бабашками» любая детская идея может быть реализована. И взрослый не должен мешать, он должен поддерживать. И тогда создаются сложные пространства. Понятие «моделирование» шире «конструирования», предполагающего работу с готовыми элементами и строительство по инструкции. Моделирование – это метод исследования объектов на их моделях — аналогах определенного фрагмента реальности. В процессе моделирования ребенок создает пространство из пустоты — в игре и для игры. Как и игра, модель обладает свойством удвоения мира и долей условности, одной из которых является масштаб. Игры с «Бабашками» - это про те индивидуальные смыслы, которые у ребенка возникают по поводу окружающего мира. И «Бабашки» — это инструмент выражения этих смыслов, чтобы ребенок свои представления проверил. С одной стороны, это такая исследовательская деятельность, с другой — создание второго мира, как и в игре. 5 форм пространственного моделирования: 1. Моделирование по приписыванию – это когда ребенок осваивает некоторые действия, и вдруг у него что-то получается (а он не ожидал). Например, получается башня – и он строит ее, и уже стул берет, потому что она такая высокая. А вообще он всего-навсего освоил кладку. 2. Моделирование по представлениям – когда у ребенка есть некоторое представление о том объекте, который он собирается строить. Например, о том, как строится атриум или Стоунхендж. Перед таким моделированием мы обычно актуализируем у детей представления : спрашиваем, что такое мост или башня, галерея или лабиринт. Они по кругу что-то говорят. Даже если это ошибочно, мы принимаем все версии и даем возможность построить то, что они решили. А потом уже потом сталкиваемся с построенным объектом как с понятием или явлением. 3. Моделирование по наблюдению. Мы позволяем детям выйти за пределы детского сада и посмотреть, как устроен мир. Дети могут сходить в магазин, чтобы затем его построить. Они строят прилавки, делают товар, понимают, куда его положить, чтобы он лучше продавался, потому что все это поспрашивали в магазине. Они знают, кто такой товаровед, кассир, покупатель. 4. Моделирование по тексту – когда дети занимаются сценографией. Воспитатели читают им какую-то сказку и просят затем построить эту историю. Например, «Колобок». И дети начинают строить. Более того, они не делают из «Бабашек» Колобка. Дети в этом вопросе более рациональны, чем взрослые, которые могут озадачиться и инсталлировать Колобка через майнкрафтовский кубик. Дети же строят дом Колобка, длинную дорогу со станциями, где он останавливался, а некоторые еще и дорогу дальше — после того, как Колобок встретился с лисой. Затем, используя это пространство, дети начинают рассказывать сказку: здесь дерево, из-за него вышел волк и так далее. Ни для кого, для себя самих. Потому что сценография их втягивает, и здесь уже должен быть реализован сюжет. 5. Моделирование по схеме – строительство по нарисованной инструкции. Зачем это нужно? Опыт показал, что ребятам сложно доносить смысл схемы до своих ровесников. Большинство воспитателей отмечают, что у детей не хватает словарного запаса для описания расположения детали в пространстве. Наверное, это связано с отсутствием опыта совместного строительства по схемам – потому что при строительстве по представлениям речь детей связна и описательна. Опыт моделирования по схемам дает детям возможность чётче описывать конструктивные решения, способы и приемы строительства, а также найти больше их вариантов. говорит Обычно дети сначала делают, потом рисуют это. Для них это возможность оставить след. В какой-то момент дети открывают, что существует структура (схематическая зарисовка) и образ. В этом и есть диалектика моделирования и фиксации на плоскости пространственных моделей. Под все «Бабашки» есть трафареты и их проекция. Оказывается, что пяти-шестилетних детей очень увлекает попытка зарисовывать в трех проекциях те объемы, которые перед ними. Если это делать систематически, то ребята начинают вращать пространственную модель в своем воображении. Они могут уже догадаться, как выглядит то, чего они не видят. А это уже дорогого стоит, потому что там происходит опосредствование, дети могут начать «вращать» не только пространственные модели, но и абстрактные понятия. Полученные результаты У детей возник непосредственный интерес к данной игровой деятельности: озвучивая и проговаривая вслух задачи каждого этапа игры, свои решения каждой творческой задачи, дошкольники увлечённо создавали художественные образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями игры. Было интересно наблюдать за процессом ассоциативного анализа формы : сопоставления, установления визуального сходства между силуэтами природных форм и частями, чертами, деталями создаваемого образа. У некоторых детей наблюдалось копирование художественного образа, большая часть ребят создавали оригинальные, вариативные способы изображения. Дети с удовольствием играли с созданными персонажами - включаясь в алгоритм режиссерской игры - передавали эмоции художественного образа, его действия, сюжет сказки. Важно, что в процессе моделирования дети договариваются друг с другом, помогают друг другу, делятся друг с другом, учатся не мешать друг другу. Взаимодействие строится по поводу воображаемого, придуманного мира. Инженерное мышление детей начинает работать сразу, как им в руки попадали пригодные для строительства материалы. И какое это счастье- наблюдать, как двое малышей несут что- то вместе и согласованно строят один объект! Хорошо, что есть «Бабашки»! Дети застраивают все пространство игровой и им явно этого мало!
Просмотров всего: , сегодня:
16.11.2024
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социальнокоммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время. В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут. Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года. Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта. Основными задачами утреннего сбора являются: создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению
Просмотров всего: , сегодня:
05.11.2024
технология «умный пол»— это интерактивный пол, напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображен-ными на полу макетами. Попадая на территорию проекции, ребенок своими движе-ниями выполняет игровые действия и решает образовательные задачи. С помощью данного инструмента решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Поддерживается инициатива и самостоятельность детей в различных видах деятельности, развиваются коммуникативные навыки, творческое и логическое мышление, двигательная активность. Существует два варианта технологии «умный пол»: первый вариант — это специальное электронное оборудование, второй вариант – напольные игры, сделан-ный своими руками. Это игры, которые можно выполнить из цветного скотча, ма-лярного скотча, изоленты, другого подручного материала. Они предназначены для игры на поверхности имеющегося пола в группе. Придумать и изготовить игры на полу совместно с ребенком очень просто. Можно воспользоваться готовыми идеями, а можно додумать или придумать игры самостоятельно. Дети сами охотно предлагают разные варианты.
Просмотров всего: , сегодня: