15.12.2020
Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает игра. Согласно ФГОС детского сада предусмотрено широкое использование подвижных игр. Их рекомендуется проводить в разное время дня. С помощью подвижных игр у детей можно развивать важнейшие физические качества: ловкость, силу, выносливость, воспитывать выдержку, настойчивость, смелость, решительность, находчивость.
В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых черт личности, особая роль отводится играм-эстафетам.
Игра-эстафета – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям дошкольного возраста.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач: а) закрепление и совершенствование навыков основных движений; б) развитие ориентировки в пространстве; в) воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности. Формирование таких свойств ловкости, как точность, быстрота, координация.
Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует их вниманию, позволяет повышать двигательную, эмоциональную и творческую активность детей. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Отличительным признаком игр-эстафет является выполнение комбинированных действий поточно, по одному или по двое детей одновременно от каждой команды.В играх преобладают следующие виды движений и их сочетания: бег с метанием, подлезанием или перелазанием, бег с сохранением равновесия на различных снарядах; бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в ящик или корзину и т. д. В каждой игре, в зависимости от её сложности, содержится в определённом сочетании три, пять, десять и более видов основных движений, знакомых детям.
Для организации игры-эстафеты обязательно деление детей на команды, между которыми происходит состязание.
Правила игр-эстафет составлены так, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждого ребёнка, поэтому воспитатель должен добиваться добросовестного их выполнения.
В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Участвуя в играх, дети усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценивать действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять преодолеваемые требования.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды двигательной активности чередуются с интервалами отдыха. Но эмоциональная насыщенность этого периода остаётся высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.