06.12.2023
Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Бегемотик
Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение
— сидя на стуле перед зеркалом,
голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3
пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.
Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.
Описание движений
кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь
направлена вниз (рис.
1, а).
На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых
пальца поднимаются вверх (рис. 1, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1
до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Рекомендации.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем,
чтобы голова не наклонялась,
держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Движения
кистью или кистями
рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Лягушка
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом,
голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.
На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать.
Удерживать губы в таком положении под
счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Описание движений
кисти и пальцев
руки.
Исходное положение — кисть руки находится
горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 2, а).
На счет «один»
немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх (рис. 2, б). Удерживать кисть в таком
положении под счет от 1 до 10, затем
вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Рекомендации.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем,
чтобы голова держалась прямо, при
улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться. Движения кистью или кистями рук
выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Хоботок
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок»
под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо
счета можно использовать стихотворные
строки:
Описание
движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 3, а).
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и
сомкнуть с большим пальцем руки (рис.
3, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1
до 5. Повторить 4—5 раз.
Рекомендации.
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал
вперед только губы, при этом нижняя челюсть
должна оставаться неподвижной. Движения кистью или
кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Трубочка
Цель: учить вытягивать губы вперед трубочкой
и удерживать в таком положении
несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед
трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до
5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно
использовать стихотворные строки:
Описание движений кисти
и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 4, а).
На счет «один» согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых
пальца к большому
пальцу (рис. 4, б). Удерживать в таком положении, не смыкая с большим пальцем,
под счет от 1 до 10, затем
вернуть в исходное положение и удерживать под счет от
1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Рекомендации.
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом
нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Заборчик
Цель: выработать умение
длительно удерживать сомкнутые
челюсти.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком
положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть
губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить
4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Описание движений кисти
и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в
нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем,
ладонь направлена вниз (рис. 5, а).
На счет «один» пальцы немного
сгибаются в области
средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем
и расходятся в стороны,
кончики пальцев опускаются вниз (рис. 5, б). Удерживать кисть в таком
положении под счет от 1 до 10, затем вернуть
в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Повторить 4—5 раз.
Рекомендации.
Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок не опускал
голову вниз, а удерживал прямо. Движения кистью или кистями
рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Упражнения для развития общей моторики
Упражнения для рук
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук развивается специальными упражнениями. Это - начальный этап,
предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
Начинать следует с простых упражнений. Показав упражнение два раза, предложить ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.
.1. Руки в стороны. Руки поднять до уровня плеч и составить с ними одну линию.
2. Руки вперед. Руки поднять до уровня плеч и параллельно одна другой.
3. Руки наверх. Руки поднять вертикально и приблизительно параллельно одна другой.
Обязательно следите затем, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, как «веревочки».
2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, кисти, пальцы слегка сгибаются.
Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук. необходимо постепенно усложнять их. При этом ребенок выполняет различные «роли».
«Петрушка» - предложить детям слегка наклониться. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
«Маятник» - дети слегка наклоняются. Руки - внизу, перед собой; раскачиваются параллельно вправо-влево.
«Балерина» - и. и. стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмахнуть кистями рук.
«Дерево на ветру» - и. п. стоя, руки подняты. Раскачивать туловище параллельно вправо-влево.
«Кулачки» - сжать пальцы рук в кулачки, а затем встряхнуть кистями так, чтобы пальчики расправились.
«Олени» - скрестить руки над головой с сильным напряжением (твердые, как рога, а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища.
«Подъемный кран» - вытянуть руки вперед и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжелый груз. Затем быстро расслабить, как будто резко сняли с них груз; уронить руки на «пуховые подушки».
«Резиновый мяч» - имитация сжимания и разжимания резинового мяча.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2023
Дата обновления: 06.12.2023
Дата публикации: 06.12.2023