07.12.2023
В
последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема
формирования личности. Наше время - время информационных технологий - требует
всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут
направлять свою энергию на благо общества.
Эти
интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к
меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе,
активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.
На
современном этапе развития общества существует реальная общественная
потребность в активизации творческого потенциала личности.
Преобразования, происходящие в обществе,
порождают в образовании и новые требования к подготовке детей к школе. Одним из
них является развитие художественно – творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста.
Художественно – творческие способности
являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их
способствует развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.
Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов,
Д.Б.
Эльконин и др., основой художественно – творческих способностей являются общие
способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать,
рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень
интеллекта.
Такой ребенок может стать одаренным в других
сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной,
творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Современная педагогическая наука, смотрящая на
образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает
разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства
рассматривается как пространство, способствующее формированию социально –
эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих
проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и
самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует
художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей
в театрализованной деятельности. В психолога – педагогических исследованиях
отмечается, что именно театрализованная деятельность является уникальным
средством развития художественно – творческих способностей детей.
Творчество характеризуется
как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки,
эрудиции и интеллектуальных способностей.
Детское
творчество — форма активности и самостоятельной
деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует,
видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
Именно
в годы дошкольного детства у ребёнка происходит становление основных личностных
механизмов образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная
и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно поэтому период дошкольного
детства – период фактического складывания психологических
механизмов
личности – так важен. Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и
развития детей – это музыка.
Д.
Шостакович сказал: « Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет
вам целый мир великих чувств. Оно
сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в
себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Музыка приблизит вас к идеалу совершенного человека.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал
актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами
театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в МДОУ
не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и
как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь
искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи,
риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства
выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает
условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели
современного образования.
Актерское мастерство – это искусство
перевоплощения, маленькие дети это делают с большим удовольствие, порой, не
замечая значимости его для себя.
Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей. У одних
детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность
и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,
недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению – это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация,
связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр
обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Задачи, направленные на развитие детей:
1.
Развивать
игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную
деятельность, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие
способности старших дошкольников.
2.
Совершенствовать
речь детей: звуковой культуры, грамматического строя, монологической и
диалогической формы, выразительности.
3.
Воспитывать
и развивать внутреннюю (волю, внимание, память, мышление, воображение,
подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма и темпа, чувство пространства
и времени, веру в предлагаемые обстоятельства) технику актера в каждом ребенке.
4.
Способствовать
освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
Большое значение для развития у детей
самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация
предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной
деятельностью детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2023
Дата обновления: 07.12.2023
Дата публикации: 07.12.2023