18.09.2020
Возрастные особенности развития детей старшей группы.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные
качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети
имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка
к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим
недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт
личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда
мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми,
выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов,
мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности,
необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять
роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты
своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным
результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция –
воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая
психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой
деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую
деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий
и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В
познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки,
знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно,
доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.
Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле,
животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным
моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров.
Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке,
ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен
увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный
аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в
свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно,
ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению
и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых
усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их
познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это
дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте
ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У
детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение
10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами,
выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов
– это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько
стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное
произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на
рисунках;
• - находить и объяснять отличия между
предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов
лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?».
«Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя
способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте,
толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению
к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности
знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет
представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое
мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной
картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков
пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение
чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта,
предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы,
из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее
столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в
разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для
человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по
ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые
сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний
ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной
формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных
предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием
предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из
показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо
формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к
членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере
возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим
поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными
реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ
оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Просмотров всего: , сегодня: