16.02.2024
Кроссенс - развивающая инновационная технология, ассоциативная головоломка, которая развивает критическое мышление, интеллектуальные способности, способствует формированию креативности дошкольников. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.
Данная технология разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Сергей Федин - Кандидат физико-математических наук. Член Союза литераторов России Владимиром Бусленко - ученый, доктор наук, философ и художник. Автор, печатных работ в области моделирования систем ЭВМ. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления.
Как подготовить детей к разгадыванию «кроссенса»?
В работе с детьми по развитию интеллектуальных способностей можно использовать ребусы, кроссворды, «кроссенсы», которые могут быть разработаны педагогом самостоятельно. Лучше применять разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, от простого к более сложному.
В работе с детьми применяют следующие методы и приемы:
- Ассоциативный куст
- Прогнозирование с помощью открытых вопросов
- Логические цепочки
- Неполный и полные «кроссенсы» (4,6, 9 картинов)
Приём ассоциативный куст. Один из основных приёмов работы с информацией - ассоциативный куст. Предлагают детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирали на картинках вокруг него все возможные ассоциации.
Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов».
Выбирается детское произведение. Показываю книгу детям и задаю вопрос «Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе?», «О ком или о чём пойдёт речь в рассказе?» Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваем у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?» Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой становится его речь. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, объясняет, почему он думает именно так. Вопросы, которые стимулировали креативное мышление детей, умение выполнять анализ, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственную позицию по отношению к информации.
Логические цепочки - следующий приём, который способствует усвоению логики составления рассказа. Это путь от вопроса к решению, выраженный в кодированном виде посредством соединенных между собой звеньев.
Полные и Неполные кроссенсы Есть в группе дети, которым ещё трудно даются «кроссенсы» с 9 квадратами, поэтому, детям для разгадывания предлагают кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратов.
Играть можно как с одним ребенком, так и с группой. Применение методов и приемов «кроссенс» технологии позволяет создать ситуацию успеха.
Чтобы детям было интересно работать с «кроссенсами», применяются такие формы как:
2.Совместная деятельность с детьми.
3.Игровые ситуации, просмотр презентаций, беседы.
Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания – одного из важнейших результатов работы.
Технология кроссенс применима при проведении образовательной деятельности:
-при формулировке темы и цели образовательной деяельности.
-при создании мотивации
-при изучении нового материала
-для закрепления и обобщения изученного материала
-при рефлексии
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.02.2024
Дата обновления: 25.02.2024
Дата публикации: 16.02.2024