21.09.2024
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Это возраст активного
развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения»,
когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у
детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной
группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0
см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя
прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.
Развитие личности
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является
очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в
ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять,
каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько
материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте
ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его
кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение
детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их
познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это,
дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте
ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».
У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее,
разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное
отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым
своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный
аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в
свои силы и задача родителей, воспитателей,
выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать,
что «Я могу». Но родители продолжают
оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если
у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию
(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является
появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного
опыта. Старшие дошкольники начинают
проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения
создает особый настрой в группах старших дошкольников. Интерес детей к школе
развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается
достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться.
Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим
на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на
умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические
задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр
человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.
Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне
эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание
на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить
свою значимость.
Достаточно часто в
этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е.
целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение
детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или
негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения,
уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и
оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим
оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит
от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым
ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У
ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому
способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе
повседневной жизни.
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить
задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить
5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу,
находить пары одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать
6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• -
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать
близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять
последовательность событий;
• - складывать
разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на
рисунках;
• - находить и
объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить
среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в
пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно
пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?».
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным
путем наложения или приложения.
• Называет
утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет
текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет
достаточно богатый словарный запас.
• Может
участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по
образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без
существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и
называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
•
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о
значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает
стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр
произведения.
• Драматизирует
небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет
любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если
родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребенка
Вам как его родителям важно:
С уважением относиться к его фантазиям
и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления.
Различать «вранье»,
защитное фантазирование
и просто игру воображения.
Поддерживать
в ребенке стремление к позитивному самовыражению
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить
границу там,
где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих
его людей.
Важно помнить,
что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и
выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками.
Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с
ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой
самые разнообразные задачи и решать их.
Помнить, что в этом
возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет
откликаться на просьбу о помощи,
чем на долженствование и обязанность
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.09.2024
Дата обновления: 21.09.2024
Дата публикации: 21.09.2024