08.09.2023
«Адаптация детей к условиям логопедической группы»
Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна и описана во многих публикациях. Существуют рекомендации о том, как сделать её наиболее безболезненной для ребёнка.
Проблема адаптации детей к логопедической группе является не менее важной. Переход детей в старшем возрасте в другой детский сад, новую группу может вызывать у детей стресс. Им непонятно, почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценно начнётся коррекционный процесс. К группе компенсирующей направленности предъявляют особенные требования, детям приходится адаптироваться к новым формам занятий. В то же время нередки случаи, когда учителю - логопеду и воспитателю группы приходится убеждать некоторых родителей в необходимости для их детей перехода в специализированную группу, поскольку не все мамы и папы способны осознать всю сложность речевого нарушения у собственного ребенка. Зачастую родители опасаются, что в совершенно новом коллективе сверстников ребёнок не найдёт своего места, не хотят лишать его привычного круга общения. Часто такая тревога родителей передаётся и детям. У многих детей процесс адаптации сопровождается некоторыми сложностями поведения и общего состояния, зачастую временными.
Ребёнку, родителям и педагогам необходимо выстраивать отношения между собой. С одной стороны, это налаживание контакта между родителями и детьми. Ребёнок всё лето провел в кругу близких людей. Он привык, что кто-то всегда рядом, придёт на помощь, если потребуется. Но вот настаёт утро, он идёт в детский сад, приходится прощаться до вечера с родителями. В этот момент очень важно, чтобы именно родители нашли необходимые ребёнку слова, помогли ему почувствовать, что он идёт в родную группу, где его ждут, где его рады будут видеть. Важным моментом в этот период является продумывание родителями совместно с ребёнком определённых «ритуалов» прощания и встречи, и тогда ребёнок без труда будет отпускать родителей на работу, а в детский сад идти с хорошим настроением.
Другая, не менее важная роль отводится воспитателю по созданию благоприятной атмосферы в группе. Ребёнка необходимо встретить ласковыми словами, дать почувствовать, что его очень ждут и любят. Уверенность ребёнка в том, что его с радостью принимают в коллективе -является основным залогом успешной адаптации дошкольника. Педагогам рекомендуют разрешить детям приносить с собой в группу любимую игрушку, книгу, шкатулку с «сокровищами».
Это, безусловно, способствует созданию более раскрепощённых взаимоотношений. Ребёнок с интересом включается в диалог, рассказывает истории о своей игрушке или книге, с кем и где он провёл лето. Между детьми и педагогами возникают темы для бесед, появляется диалог, что является важным моментом взаимодействия с окружающими. В обстановке дружеского расположения сверстников ребёнок чувствует себя увереннее, спокойнее, учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, а также всему тому, чему родители его научить не могут. Установившиеся дружеские связи привлекают ребёнка к детскому саду, а создавшийся в группе эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого из воспитанников становится благоприятным, но найти друзей мало, надо ещё научиться дружить.
Традиционно работа в дошкольных учреждениях по адаптации старших дошкольников проводится в форме совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения. Игра как основной вид деятельности дошкольников имеет большое значение в педагогическом арсенале воспитателя. Все это привело меня к необходимости проведения серии игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников друг к другу, цель которых – формирование общности с другими детьми и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Детям надо дать почувствовать, что они – единый коллектив, и в нём с уважением относятся к личности каждого ребёнка.
Поскольку, как было сказано выше, группы компенсирующей направленности для детей с ОНР комплектуются из детей, посещающих массовые группы детского сада, и из детей, ранее не посещавших дошкольного учреждения, состав таких групп очень разнообразен в силу психологических особенностей детей. Особенно ярко это проявляется в период адаптации. Например, во время игр, дети не могут более 3-5 минут удерживать внимание, проявляется расторможенность, нетерпение, выкрики, агрессия на замечания педагогов и детей. В такой ситуации необходимо использование педагогических приёмов, объединяющих детей.
В своей практике мы столкнулись с необходимостью организовать работу в сентябре – октябре так, чтобы сократить время адаптации детей, помочь максимально быстро включиться в работу по коррекции речевых нарушений, изменить отношение родителей к требованиям логопедической группы, расширить их знания о нарушении речи ребёнка. Но так как в группе шел ремонт, пришлось перенести работу на ноябрь-декабрь. К работе подключаются, кроме учителя - логопеда и воспитателя, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Мы составили примерный план работы в адаптационный период в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
I Работа с детьми
1.Мониторинг
Диагностика речевого развития и познавательных интересов детей
2. Вызвать желание и интерес детей к занятиям, посредством чтения таких литературных произведений:
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву Р.»,
С. Михалков «Сашина каша».
В Драгунский «Заколдованная буква»
3. Вызвать положительные эмоции и желание общаться с логопедом позволяет использование в работе:
•ярких, красочных наглядных пособий;
•необычных игр для развития дыхания, мелкой моторики;
•массажных мячиков и шариков Су-джок;
•артикуляционных сказок о «весёлом язычке» (2 раза в день)
4. Учитывая то, что дети мало знакомы, еще не сформировались их взаимоотношения, нужно помочь им познакомиться друг с другом, установить контакт, наладить дружеские отношения. Для этого очень важны совместные игры.
Игры позволят детям больше узнать друг о друге (кто что любит, у кого какая семья, как проводит свободное время). Вот тематика таких игр-рассказов: «Кто я такой», «Где я живу», «Моя семья», «Узнай по описанию», «Портрет моего друга», «Твоя любимая сказка», «Твой любимый мультфильм», «Что я люблю делать», «Моя любимая книга (игра, телепередача)», «Моя собака (кошка, рыбы, хомяк)».
«Давайте познакомимся», «Мячик кидай, игрушку называй», «Если нравится тебе, то делай так», «Радио», «Ласковое имя» «Кто позвал?» «Волшебный стул», «Комплимент» «Угадай меня», «Угадай о ком говорим», «Передай настроение», «Мое любимое животное», «Секрет через стекло», «Я хочу с тобой подружиться», «Клубочек», «Помоги другу» и. т. д.
II Работа с семьёй
Для лучшего знакомства с детьми учитель-логопед вместе с воспитателем, организует анкетирование, индивидуальные беседы, семейные круглые столы, в ходе которых выясняют, чем увлекается ребёнок, любит заниматься в свободное время, кто будет выполнять задания с ребёнком
Родительское собрание (сентябрь). Познакомить семью с задачами работы в группе компенсирующей направленности, требованиями к выполнению домашних заданий и. т. д.
Совместное развлечение "День открытых дверей”
Экскурсия по группе для родителей.
Совместные игры.
Индивидуальные консультации для родителей.
Обучение проведению массажа, артикуляционных упражнений.
Повторные консультации.
Продемонстрировать успехи детей и значение занятий с ребёнком дома.
Анкетирование родителей; демонстрация индивидуальных логопедических тетрадей для занятий дома.
Оформление информационных стендов для родителей. Отражение необходимой информации по итогам первых месяцев работы.
Таким образом, создание благоприятной атмосферы во вновь созданной группе и использование различных приёмов педагогического воздействия, направленных на успешную адаптацию ребёнка в новом коллективе сверстников, помогает детям (и родителям) быстрее адаптироваться к условиям и требованиям группы компенсирующей направленности, снять тревоги и сомнения, быстрее перейти к этапу коррекции речевых нарушений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 08.09.2023