Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»
07.12.2024
«Игры и игрушки в развитии
ребенка старшего дошкольного возраста»
Игра в
жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок социализируется,
приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает
познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение
уступать, учится дружить. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой
деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое
отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается и хорошее
настроение.
Специально предназначенный для детских игр предмет – это игрушка. Она помогает
ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности, развивает
ребёнка. Игрушка должна быть настолько удобной для ребенка, чтобы он мог ей
активно манипулировать, разыгрывая свою роль. Чтобы вообразить себя мамой, надо
иметь в руках дочку – куклу, о которой можно заботиться: кормить, одевать,
укладывать спать. Хорошая игрушка - не обязательно самая красивая. Главное, она
должна помогать осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек –
ответственное дело.
В наше время мир игрушек многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста
можно разделить на несколько видов:
1. Сюжетные, или образные,
игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта,
сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают
зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Особое место отводится куклам и фигуркам
людей (сказочные человечки, солдатики). Дети во время игры как бы одушевляют
их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.
2. Технические игрушки,
которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструкторов, транспорт,
всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей
пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так
как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве,
творческие способности. Большой популярностью на сегодняшний день пользуются
железные конструкторы, где ребёнок закручивает гайки, работает с настоящим
гаечным ключом.
3. Строительные игрушки, состоящие
из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты,
детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет,
скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны
более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя.
Мелкие игрушки для двора не годятся.
4. Игрушки – забавы. Это могут
быть смешные фигурки человечков, животных, персонажей мультфильмов. В основе их
лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей,
вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
5. Спортивно – моторные
игрушки. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной
активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки. В старшем возрасте
дети с удовольствием осваивают микромоторные настольными играми (хоккей,
футбол, бадминтон, бильярд), овладевают спортивными играми (бадминтоном,
кеглями, городками).
6. Театральные игрушки.
Относятся к образным игрушкам и служат высоким целям: развивают эстетический
вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей,
способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним относятся, например,
пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки (Петрушка, куклы бибабо), марионетки,
тростевые куклы. Театральную игрушку часто используют в своей работе
психотерапевты, логопеды, учителя.
7. Музыкальные игрушки –
погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино,
балалайки и другие музыкальные инструменты.
8. Дидактические игрушки. Им
принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом,
формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с
прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей
усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение
доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.
«Антиигрушки»: что это такое и как с ними бороться?
Часто взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену,
новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической пользе
игрушек. Если покупать или дарить ребенку часто и много игрушек, то они его не
будет так радовать, дети не будут ценить и беречь свои игрушки. Ребенок может с
легкостью сломать или выбросить игрушку, зная, что ему купят новую.
Часто дети просят родителей купить игрушки, изображающие чудовищ или монстров.
Не надо, уважаемые мамы и папы, путать их с персонажами русских сказок! Там
встречаются, конечно, драконы и чудовища, но они всегда на стороне зла. А
положительные герои – богатыри, например, никогда не бывают чудовищами. Такие
сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла. Предлагаемые
сейчас различные монстры, воины – скелеты, чудовища участвуют в игре как на
стороне добрых, так и на стороне злых сил, поэтому ребенку иногда бывает
трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». То,
что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с
эмоциями агрессивности. «Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и
безразличному отношению к страданию. Игры и игрушки, основанные на содержании
воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию.
Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже
героическое.
Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные
эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка,
формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как
нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку
создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности
мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на
стороне добра.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные
игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии. Учите детей играть,
использовать предметы – заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с
удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2024
Дата обновления: 08.12.2024
Дата публикации: 07.12.2024