«Новый год в Фиолетовом лесу» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
22.01.2025
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие».
Вид: познавательно-речевое.
Лексическая тема: «Новый год»
Цель: развитие речевых умений и способностей через использование развивающих игр
В.В. Воскобовича.
Задачи:
Образовательные:
- формировать лексико-грамматический строй речи;
- научить понимать и использовать простые и сложные предлоги;
- формировать пространственную ориентацию, развивать зрительно-двигательную
координацию.
Развивающие:
- продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно
оформленную через самостоятельные ответы детей;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание;
- закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, прислушиваться к
мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие задачи:
- продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья
детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе, а также ситуацию
успеха для каждого ребенка.
Оборудование: комплект ларчик "Мир диких животных"; элемент «Ель» на
пространстве «Фиолетовый лес»; зеркала по количеству детей; иллюстрация к
сказке «Сказка про ёлочные игрушки»; кораблик «Брызг – Брызг», конструктор
«Черепашки Ларчик».
Методические приемы: словесный, игровой, практический,
наглядный, проблемная ситуация.
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. |
Вводная часть |
Приглашает детей встать в круг. Приветствует всех. Наступает Новый год! Дети водят хоровод. В гости Дед Мороз идет, Всем подарки он несет. - Ребята, мы с Вами ждем, когда наступит наш любимый праздник Новый год.
Готовимся к нему: учим стихи, вырезаем снежинки, украшаем нашу группу. Только
жители Фиолетового леса загрустили. На пороге Новый год, а у диких животных
нет украшенной новогодней ёлки. Давайте ненадолго отправимся в Фиолетовый
леса и поможем его обитателям. |
Дети внимательно слушают логопеда, отвечают на вопросы. Принимают предложения педагога. Выражают собственное мнение. |
2. |
Организационный момент: введение в тему |
- Путь в фиолетовый лес полный сказок
и чудес. Мы пойдем с тобой в тот лес, Полный сказок и чудес! Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся И на место все вернемся. Через дерево пройдем, Улыбнемся, подмигнем, В Фиолетовый лес попадем. |
Проговаривают текст |
3. |
Постановка и принятие детьми цели занятия Проблемная ситуация |
- Вот мы с вами на полянке в Фиолетовом лесу. На полянке и на деревьях
лежит снежок. Вот только ёлка грустная стоит. - Ребята, так как же мы сможем помочь жителям Фиолетового леса? Что для этого нам предстоит сделать? |
С помощью вопросов педагог выясняет у детей, как они поняли поставленную
перед ними цель, и как ее достичь. Дети отвечают на вопросы логопеда. |
4. |
Основная часть (по этапам) Артикуляционная гимнастика Развитие речевого
дыхания и голоса. Игровые упражнения
«Запах ёлочки» и «Вьюга» Игра «Прятки» Развитие понимания
речи «Сказка про ёлочные
игрушки» (Н. Нищева) Речевая игра
«Деление слов на слоги» «Игровое упражнение
«Снежинка» Динамическая пауза «Как на ёлке снег» (стихотворение Ирины Токмаковой) |
- Для того, чтобы выполнить задуманное нам необходимо присесть за столы и
выполнить артикуляционную гимнастику. * Упражнение для губ
и щек «Снеговики радуются
снегу и морозу». Надуть щеки, весёлое выражение глаз. «Сосулька». Высунуть
«острый» язык» как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под
счет до 6 – 8). «Санки-ледянки».
Сделать язык «чашечкой». «Горка для спуска».
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой». «Саночки» Рот
открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным
зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые
края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть
не двигалась, губы не качались зубов. «Ураганный ветер
открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднять и
опустить кончик языка. - Ребята, вдохните
носом «аромат» ёлочки. Вдохнуть «Ах!» Старая, седая, с
ледяной клюкой, Вьюга ковыляет бабой
Ягой. Воет вьюга:
«З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал фиолетовый
лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы:
«М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы:
«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели:
«Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга:
«С-с-с-с-с-с». - Животные Фиолетового леса любят играть в прятки. Спрячьте их. «Артем, спрячь кабана в нижнем правом углу, между ёлками» «Вероника, спрячь лису так, чтобы она была за кустом». «Мышка спрячется под ажурным деревом. Откуда она выглядывает? Правильно,
из-под ажурного дерева». И так далее. - Ребята, послушайте историю про ёлочные игрушки (приложение 1). Беседа по вопросам: - Что увидел Илюша в комнате? (Ёлку.) - Какая была ёлка? (Зелёная, высокая.) - Что висело на ёлке? (Игрушки.) - Какие игрушки? (Дудочка, барабан, часы, шарики.) - Чем ещё можно
украсить ёлочку? - Флажками. - У меня есть
разноцветные флажки. Прикрепите на ёлку столько желтых флажков, сколько
слогов в слове ДУДОЧКА. Возьмите столько красных флажков, сколько
слогов в слове БАРАБАН. Синие флажки – слово ЧАСЫ.
Зеленые флажки – ШАРИК. Предлагаю вам
собрать снежинку (приложение 2). (Первой
выкладывают большую фигуру синего цвета. Дети выбирают большую фигуру
заданного цвета и накладывают её на схему. Затем логопед предлагает взять средние
фигуры желтого, синего, оранжевого и зеленого цветов. Дети берут фигуры,
заданные по цвету и размеру, накладывают их на схему. И последние маленькие
фигуры красного, фиолетового, жёлтого и зеленого цветов. Присоединяют к
силуэту четыре маленькие фигурки.) воспитатель
предлагает выполнить физические упражнения,
направленные на восстановление работоспособности детей. - Устали? Может
быть, немножко отдохнем! Вставайте на зарядку! Как на ёлке снег,
снег, (Руки вверх) И под ёлкой снег,
снег, (Руки опустить) И на горке снег,
снег, (Руки вверх) И под горкой снег,
снег. (Опустить) А под снегом спит
медведь (Присесть) Тихо, тихо, не
шуметь! (Прижать пальчик к
гудам.) |
Дети садятся за столы и выполняют артикуляционную гимнастику перед
зеркалами. Выполняют упражнения по показу педагога. Дети по очереди прячут обитателей Фиолетового леса по инструкции
учителя-логопеда. Логопед рассказывает детям сказку и демонстрирует иллюстрацию к ней. Логопед задает вопросы по содержанию сказки, дети отвечают. Дети прикрепляют флажки на ёлку: 3 желтый флажка; 3 красных флажка; 2
синих флажка; 2 зеленых флажка. Дети собирают снежинку используя конструктор «Черепашки Ларчик». Дети выполняют движения по тексту. |
5. |
Заключительная часть: подведение итогов |
- Ёлка в Фиолетовом лесу стала красивой, по новогоднему украшенной.
Молодцы, дети, вы постарались. Все обитатели леса рады и встретят новый год у нарядной ёлки. Ребята, понравилась ли вам наше путешествие в Фиолетовый лес? Понравилась
ли вам сказка про ёлочные игрушки? |
Дети по возможности
участвуют в диалоге. |
6. |
Рефлексия |
- Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно выполнить любое
задание, даже самое сложное. Чему вы научились на занятии? Что вы ещё сегодня узнали нового? Какое задание вы выполнял с большим интересом? Какое задание было сложным? - Молодцы, ребята! |
Самостоятельная
оценка детей собственной деятельности на занятии. Педагог хвалит
детей, дети сопряженно хлопают с педагогом в ладоши «Мо – лод – цы!» |
Литература:
- 1.Игры
Воскобовича в работе учителя-логопеда. Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С.
Вакуленко, Аргус СПб – 2019 г; 236 с.
- 2.Методическое
пособие Детство-Пресс Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. Н. Нищева
/Детство-Пресс - 2015 год, 640 с.
- 3."Чтение
через игру". Формирование читательских компетенций у детей средствами
развивающих игр. | Воскобович В. В.; 344 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2025
Дата обновления: 23.02.2025
Дата публикации: 22.01.2025