Картотека игр по развитию финансовой грамотности.
04.02.2025
Картотека игр по развитию финансовой
грамотности.
Одно из
современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение
детей. Ведь сегодня малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в
экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с
рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары
и услуги. С миром экономики дети впервые знакомятся в детском саду в старшем
дошкольном возрасте. На познавательных занятиях воспитанники получают элементарные
понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают,
что представляют собой деньги, реклама. Задача воспитателя дошкольной
образовательной организации – преподнести элементарные финансовые понятия в
максимально доступной и увлекательной форме. Цель игр: создание условий для
игровой деятельности старших дошкольников, направленной на закрепление знаний и
умений, полученных на занятиях по формированию основ финансовой грамотности.
Предлагаемые
дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для
детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В игры можно играть как с одним
ребенком, так и с несколькими детьми одновременно. Главной особенностью
дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.
Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и
навыками, учатся культуре общения и поведения.
Все
дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание,
что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников
основ экономических знаний. В
дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире
экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания,
умения и навыки.
В
дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции
купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В процессе
дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.
Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие,
экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои
предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс
общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности
сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную
активность, способствует развитию мышления.
Дидактическая
игра «Чей труд важнее?»
Цель:
Закрепление знаний детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать
виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью.
Оборудование:
набор картинок с изображением различных действий взрослых людей (домашние дела
и профессии).
Ход игры
Ребенку
предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых
людей: муж пылесосит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя;
женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.
Задание 1:
Сгруппировать
те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как
общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец
отпускает товар покупателю).
Задание 2:
Сгруппировать
те картинки, на которых изображены домашние дела. (стирка домашнего белья,
уборка дома, прополка огорода и др.)
Результат:
дети дифференцируют виды трудовой деятельности человека, понимают, что есть
труд общественно полезный, за который получают деньги (зарплату), а есть
домашний труд, за который получают похвалу. И тот и другой важны для человека.
Дидактическая
игра «Кто как работает?»
Цель.
Расширение представлений о том, что в сказке герои по-разному приобретают
богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами
получить большие деньги.
Оборудование:
сказочные герои: Золушка, Буратино, Крот, Дюймовочка, Кот в сапогах, Емеля,
Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. Изображения солнышка и
тучки.
Ход игры:
Покажите
волшебный сундучок, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же
сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе
ватмана), лесенка, предложите каждому ребенку достать из сундучка рисунок с
изображением сказочного героя.
Затем
знакомьте с правилами игры:
Если
появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней
ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у
которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние
ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель
помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным
сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке
лежит».
«Хочешь, есть
калачи - не лежи на печи».
Дети
рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания
игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми
и как это сделать.
Дидактическая
игра «Построй по алгоритму»
Цель:
Закрепление знаний детей о профессиях, научить выстраивать логическую цепочку
действий, необходимых для получения результата.
Оборудование:
карточки с изображением алгоритма.
Ход игры:
Дети делятся на команды по профессиям. В соответствии с профессией они получают
задания (например, если повар, то приготовить какое-либо блюдо).
Предлагаются карточки с изображением
определенного алгоритма, дети должны в правильном порядке эти карточки
разложить, выстроить свой алгоритм и получить нужный результат, продукт
деятельности. Только при правильном последовательном выполнении действий, получают
зарплату по результату.
Дидактическая
игра: «Назови профессии по результату труда»
Цель:
Расширение представлений детей о профессиях и их результате, учить детей
правильно называть профессии людей по ассоциациям.
Оборудование:
два набора карточек - с изображением разных профессий и с изображением результата
труда этих профессий.
Ход игры:
Дети
получают разные карточки – у одних изображены профессии, у других результат
труда этих профессий. По команде детям нужно собраться в пары - профессия и
результат труда этой профессии (торт-кондитер, дом – строитель …)
Результат:
дети знают разные профессии и то, что получается в результате труда этих
профессий.
Дидактическая
игра: Домино «Русские деньги»
Цель:
Закрепление знаний детей о денежных средствах, о названии и достоинстве русских
денег, их особенностях.
Оборудование:
костяшки в виде карточек домино – 28 шт., на которых изображены русские купюры
и монеты разного достоинства и в разном наборе.
Ход игры:
Игровые
правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по
правилу: 1руб. к 1руб.; 2руб. к 2 руб.и т.д.
Игровые
действия: Правила игры – общие для домино.
1) Все
участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в
«банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то можно,
увеличить количество раздаваемых фишек до семи.
2) Игрок, у
которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные
участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками.
3) Если у
кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка.
Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.
4) Игрок, у
которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.
Дидактическая
игра «Поезд монет и купюр»
Цель:
Обучение детей выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению
достоинства монет и купюр.
Оборудование:
Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и
купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся
последовательности.
Ход игры:
К нам в
гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет?
(монеты)
- Правильно,
но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне
едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая
монета может ехать в первом вагоне?
- Давайте
поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет
монета?
Далее дети
распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
- Какая
монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства
(1 копейка).
Можно задать
детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1
копейкой и 10 копейками?
- Ребята, а
можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры по
вагонам).
ДИ «Волшебные
превращения денежки»
Цель:
Ознакомление с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран).
Оборудование:
Волшебная палочка, деньги разных стран.
Ход игры:
Дети заочно путешествуют с денежкой-рублем в другие страны. Волшебная палочка
все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников. В каждой стране
денежка имеет свое «имя»: в России – рубль, в Германии – марка, на Украине –
гривна, в Белоруссии – зайчики и т. д.
Итог:
валютой называют денежную единицу (деньги) любой страны.
Дидактическая
игра: «Какие бывают доходы»
Цель:
Уточнение знаний детей об основных и дополнительных доходах.
Оборудование:
Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые
получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра,
плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение
натуральных продуктов (сбора ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.),
дающих дополнительный доход.
Ход игры:
Дети
рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат,
выделяют основные и дополнительные доходы.
Дидактическая
игра «Сложи денежку»
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста элементарные знания и представления о
монетах и купюрах, представление о целостных образах предметов.
Оборудование:
Разрезанные карточки монет и купюр.
Ход игры:
Разрезанные
карточки раскладывают на столе хаотически и предъявляют ребенку. Количество
частей и способ разрезания от более простого к сложному (разрез по прямой или
по косой линиям). Картинку предлагают собрать после того, как найдены все части
купюры или монеты.
В качестве
усложнения задания можно предложить детям собрать картинку «в паре» или на
скорость.
Дидактическая
игра «Денежкины домики»
Цель:
знакомство с понятиями связанными с хранением накоплением денежных средств.
Оборудование:
«копилка», «банк», «кошелек» и монеты разного достоинства, набор цифр от 1 до
20.
Ход игры:
Играют 2-3
ребенка. Детям раздается одинаковое количество монет номиналом: 1руб., 2 руб, 5
руб., 10 руб.
Задание:
выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для копилки –
5 рублей, для кошелька – 10 рублей, для банка – 20 руб. и т.д. Приветствуется
наличие разных вариантов.
Дидактическая
игра «Размен»
Цель:
Обучение детей считать деньги.
Оборудование:
монеты и купюры разных номиналов.
Ход игры
Выдайте
детям мелкие монеты по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот
разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет
выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры
считаем суммы выигрышей.
Дидактическая
игра «Сдача»
Цель:
Формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Оборудование:
банкноты разным номиналом, лист бумаги, карандаш
Ход игры:
У каждого
ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок»
и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму.
Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.
Усложнение:
когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи
чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный
товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.
Дидактическая
игра «Школа банкиров»
Цель:
Закрепление знаний о цифровом ряде, умение соотносить цифру и количество.
Оборудование:
купюры разного достоинства
Ход игры:
Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с
деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько купюр разного
достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из
купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему? Сколько всего у вас
купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства.
Как вы узнали? Купюры, какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить,
чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Первое
задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой - в 5
рублей; в третий - в 1 рубль.
Второе
задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Третье
задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1,
1+1+1+1+1).
Четвертое
задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами. Правильные ответы
поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за
электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей
получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья – за квартиру и т. д.
Воспитатель:
Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
Дидактическая
игра "Накопи-КА"
Цель:
Формирование у детей умения сравнивать количество монет.
Оборудование:
игровое поле, кубик, кошелёчки на каждого ребёнка, монеты.
Ход игры:
Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова "Банк"
располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько
выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой: +1,
+2, +4, +5 - взять из банка соответствующее количество монет.
-1, -3 -
вернуть в банк соответствующее количество монет.
Побеждает
тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество монет.
Усложнить:
Предложить посчитать, сколько монет " на руках", а сколько осталось в
банке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.02.2025
Дата обновления: 05.02.2025
Дата публикации: 04.02.2025