Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
12.02.2025
Игры для
развития произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста
Игра «Выкладывание
из палочек»
Цель: развитие
произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: счетные
палочки (трубочки
для коктейлей и т.д.),
образец, узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из
палочек.
а) 1-й уровень сложности – узоры в
одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень
сложности - простые
силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности
– более сложные силуэты, состоящие
от 6 до 13 палочек
(карточки);
г)4-й уровень
сложности – сложные
силуэты с большим
количеством деталей, состоящие
от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри,
что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)?
Возьми палочки и выложи ил них точно такой
же узор (домик). При выкладывании будь
внимателен. Приступай к работе».
Найди 5 отличий
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и
распределение и внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку
предлагаются:
а) серия картинок по две картинки
на каждой карточке;
в каждой картинке надо найти
пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней
изображены две картинки, которые отличаются друг
от
друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся
отличия. Начинай искать.
Игра «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание.
Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого
игрока и произносит: «Рыба, птица,
зверь, рыба, птица, зверь…»
Тот игрок, на котором
остановилась считалочка, должен
быстро назвать в
данном случае зверя.
Цель: развитие произвольного
внимания.
Описание. Ведущий задаёт
вопросы, игрок отвечает.
Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово,
о котором заранее договариваются, например слово
«нет». После этого можно
начать задавать вопросы:
- Ты спишь в ванной? - Снег белый?
- Ты умеешь летать?
- Ты был на Луне? И так далее. Игра « Ухо или
нос»
Цель: развитие произвольного
внимания.
Описание. Ведущий
последовательно даёт из двух команд:
« Ухо» или « Нос». По этой команде группа играющих должна хвататься
соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает
намеренно ошибаться: даёт одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другое (хватается
за нос). Задача
детей - выполнять только то, что
говорит ведущий.
Игра « Снежный ком».
Цель: развитие произвольного
внимания.
Описание. Первый ребёнок
называет своё имя, передавая мяч другому, а тот
в свою очередь называет
имя первого и своё. Затем мяч получает
третий участник и так далее. Игра проводится по кругу со всеми
участниками.
Цель:
формирование произвольного внимания, развитие умения
выделять главные, существенные признаки
предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание.
Ребенок должен отвечать и выполнять движения в
соответствии со словами взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас
мы выясним, кто (что) может
летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не
поднимайте руки».
Примечание.
Список: орел, змея, диван, бабочка,
майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка,
дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...
Игра может проводиться как с одним
ребенком, так и с группой детей.
Игра « Не пропусти профессию»
Цель: развитие произвольного
внимания.
Описание. Дети встают
в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например:
лампа, водитель, ножницы, механик,
липа, токарь, яблоко, болтун,
архитектор, карандаш,
строитель, гроза, ткач, обруч и т. д.
Цель: развитие произвольного внимания, развитие
скорости реакции. Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева: «Марш». Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам
взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться;
«птицы» — бегать, раскинув
руки; «аист» — стоять на одной ноге.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть
внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова команды.
Когда я скажу «зайчики», все должны
прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом.
Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы»,
играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу,
раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети»
все должны стать детьми. Начинаем играть».
Игра «Исключение лишнего»
Цель: развитие
мышления, объёма внимания, произвольного внимания. Оборудование; карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор,
Инструкция:
«Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и
найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни,
почему он не похож на другие.
Приступай к работе».
Игра « Перекличка – путаница»
Цель: развитие произвольного
внимания
Описание. Ведущий называют
фамилии и имена
присутствующих детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети внимательно слушают
и откликаются только тогда,
когда правильно названы и имя, и фамилия. Игра « Шерлок
Холмс»
Цель: развитие произвольного
внимания, наблюдательности.
Описание.
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривают внешний вид своего партнёра
и отворачиваются или
уходят из комнаты. Партнёр меняет некоторые
детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать,
что он изменил.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.02.2025
Дата обновления: 23.02.2025
Дата публикации: 12.02.2025