«Ребенок часами сидит с гаджетом. Что рекомендовать родителям»
10.04.2025
Консультация для родителей
Тема: «Ребенок часами сидит с гаджетом.
Что рекомендовать родителям»
Родителям удобно, когда дети играют с гаджетами. Пока
они увлечены, родители могут заняться своими делами. Но когда оторвать ребенка
от компьютерных игр и видеороликов не получается, мама с папой начинают
паниковать. Они думают, что у ребенка зависимость от гаджетов. Наша задача–
рассказать вам, какие ситуации должны беспокоить, и рекомендовать, как отвлечь
ребенка от гаджетов.
Виртуальная реальность стала частью нашей культуры,
поэтому интерес к гаджетам у детей дошкольного возраста – нормальное явление.
Если ребенок иногда проводит свободное время в телефоне, планшете, но может
легко их отложить и переключиться на другое занятие, то причин для беспокойства
нет. При этом важно, общается ли ребенок со сверстниками, с интересом ли
посещает кружки, секции, детский сад.
Если ребенок устраивает истерики дома и на улице,
просит дать ему телефон, не реагирует на уговоры, родители должны обратиться к
педагогу-психологу. В запущенных случаях ребенок ничем не интересуется, не
общается со сверстниками, плохо ест и спит, испытывает негативные эмоции.
Время, которое ребенок проводит за гаджетами в ДОО,
регламентируют санитарные требования. Детям до 5 лет нельзя пользоваться
гаджетами, а заниматься на планшете можно только с 6 лет и всего 10 минут в
день. Дома это время должны регулировать
родители и определять для ребенка правила.
Рекомендация 1. Дарить ребенку новые
впечатления
Родителей устраивает, когда все дни проходят по одному
сценарию: ребенок занимается одним и тем же, не нужно ничего придумывать.
Однако важно разнообразить повседневную жизнь ребенка, дарить новые впечатления,
чтобы он не занимал свободное время гаджетами.
Приобщать к бытовым делам в игровой форме.
Когда ребенок
делает что-то посильное вместе с мамой или папой, ему некогда скучать, он под
присмотром, а главное – учится помогать по хозяйству. Большинство родителей не
привлекает детей к бытовым делам, и это напрасно. Советуем вам делать это
регулярно и в игровой форме. Например, нарисовать вместе с ребенком меню на
ужин как в ресторане, не просто пообедать, а организовать настоящий пикник.
Знакомить с традиционными формами досуга.
Ребенка важно приобщать к чтению с детства. Сначала вы
можете вместе с ним рассматривать иллюстрации в книгах, придумывать сюжеты, а
потом читать книги ребенку и обсуждать действия персонажей.
Когда дома нет книг или родители не читают и не
обсуждают их с детьми, они тоже не проявляют к такому досугу интерес. Иногда
книги в семейной библиотеке не соответствуют возрасту ребенка, поэтому он ими
не интересуется. Выход – организовать детскую библиотеку дома или начать ходить
с ребенком в городскую детскую библиотеку. Новая информация из детских книг, а
также сам поход в библиотеку подарят дошкольнику новые впечатления.
Предлагать творческие занятия дома.
Если ребенок не
хочет, не нужно записывать его в художественную или музыкальную школу. Можно
помочь ребенку найти вдохновение в вещах рядом. Например, предложить
конструктор, старые игрушки, разные материалы для творчества: коробки, пакеты
старые сумки, скотч, ножницы, веревочки, вата, сыпучие продукты. На прогулке вы
можете показать детям, как собирать природные материалы, разрешить набрать
целый пакет, принести их домой и возиться с ними.
Устраивать новые события.
Также отвлекут
ребенка от гаджетов пробные занятия в студиях и мастерских. Если дошкольнику
понравится, он будет посещать их на постоянной основе. Важно выбирать занятия,
которые соответствуют интересам и возрасту ребенка. Иначе вместо новых
впечатлений ребенок получит негативные эмоции и может оказаться в ситуации
неуспеха. Посещать с ребенком бесплатные
мастер-классы, пешеходные экскурсии, выставки, музеи и концерты. Можно сходить
на рыбалку или за грибами, устроить пикник за городом или тур по детским
площадкам района.
Не обесценивать интересы ребенка.
Есть
родители, которые считают увлечения и занятия ребенка странными и бесполезными,
перегружают его «развивашками». У ребенка не хватает времени на деятельность,
которая ему нравится. В результате он недополучает положительных впечатлений и идет
за ними в гаджеты. Если дошкольник будет делать то, что любит, он сам обеспечит
себя впечатлениями.
Рекомендация 2. Разговаривать с ребенком и
мотивировать общаться со сверстниками
ВОЗ признала зависимость от видеоигр заболеванием и
включила его в новое издание Международной классификации болезней. Документ
вступил в силу с 1 января 2022 года.
Если родители взаимодействуют с ребенком только в
бытовых ситуациях, то ему будет не хватать общения с ними. Если родители не
разговаривают содержательно и не отвечают на вопросы ребенка, или отвечают
формально: «Так надо», «Потому что», «Отстань», «Спроси папу», – тоже возникает
дефицит общения. Он будет и в ситуации нехватки общения, когда родители не
проводят достаточно времени с ребенком, часто отвлекаются, в том числе на
гаджеты.
Компьютерные игры часто диалогичны, поэтому привлекают
детей, которые испытывают одиночество. Поэтому советуем вам больше
разговаривать со своим ребенком. Не нужно проявлять негатив: ругать, поучать и
уговаривать. Не следует в разговоре фокусироваться на обязанностях ребенка или
домашних правилах. Лучше говорить о жизни и других людях. Общаться не с целью
чему-то научить или от чего-то предостеречь, а чтобы обменяться чувствами.
Нужно чаще спрашивать ребенка о чем-то, советоваться с
ним. Старайтесь выслушивать своего ребенка до конца, реагировать не на форму, а
на содержание рассказов. Следует расширить количество тем для диалога, и всем
членам семьи больше времени проводить вместе.
Мотивируйте дошкольника общаться с другими детьми:
расспрашивайте его о воспитанниках в группе, друзьях, о хороших и плохих
отношениях в окружении. Важно не давать прогнозы, которые напугают дошкольника
или обесценят ровесника в его глазах. Так, нельзя говорить: «Никто с тобой
общаться не будет!», «Они все ужасные!». Чтобы ребенок расширил круг общения,
нужно посещать с ним места, где собираются его сверстники.
Рекомендация 3. Установить эмоциональный
контакт с ребенком
Родители считают, что хороший ребенок – это послушный
ребенок. Они требуют, чтобы дошкольник не мешал, занимался чем-то
самостоятельно и не нарушал порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок
уходит играть с гаджетом, чтобы родители не ругались на него за шум и
назойливость. Поэтому ребенку нужно быть в состоянии благополучия, чтобы не
зависеть от гаджетов.
Старайтесь проявлять больше внимания и интереса к
ребенку – спрашивать, что он чувствует, почему выбрал то или иное занятие. Не
нужно критиковать или оценивать ребенка, тон должен быть заинтересованный и
одобрительный. Родителям следует избегать вопросов, которые доказывают их
правоту. Например: «Опять отвлекаешься?», «Ты что, еще не сделал?!». Необходимо
сдерживать негативные эмоции, не нападать на ребенка, не переносить на него
плохое настроение.
Чтобы улучшить эмоциональное состояние дошкольника,
нужен непосредственный контакт с ним. Важно чаще обнимать, гладить, целовать
ребенка, ухаживать за ним, его одеждой, внешностью. Помогать поддерживать уют в
детской комнате, допускать «творческий беспорядок», который никому не мешает, но
позволит ребенку чувствовать себя комфортно.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. В ваших
силах создавать для него ситуации успеха ежедневно. Для этого нужно одобрять и
поддерживать ребенка, отмечать даже самые небольшие его достижения в любом
деле. Родителям следует выражать эмоции по отношению к ребенку: любопытство или
сочувствие, радость от общения, интерес к его занятиям.
Игра для дошкольника – единственный тихий способ
выразить негативные эмоции, который разрешают родители. Поэтому не нужно
запрещать ему злиться. Лучше научить выражать агрессию приемлемыми способами.
Снимать напряжение и агрессию поможет активность, поэтому рекомендуйте
родителям давать ребенку возможность побегать и пошуметь хотя бы какое-то время
в день.
Рекомендация 4. Договориться с ребенком о
правилах
Родители тоже должны пользоваться гаджетом только по
необходимости и откладывать его подальше, когда общаются с ребенком
Ребенок не понимает, можно или нельзя играть с
гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение к этому.
Например, требуют прекратить игру, только когда злятся. В семье могут разрешать
дошкольнику играть в качестве поощрения и запрещать, если он нарушает правила.
Также, когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение в
ответ на его негативные эмоции. Все это говорит о том, что четких правил нет.
Чтобы избежать стихийного воспитания, попробуйте
сформулировать и записать правила и требования, которые вы хотите предъявить
ребенку. Следует быть краткими. Три четких и постоянных правила лучше, чем
тридцать три, которые зависят от настроения взрослых. Тем более дети в силу
возраста не могут воспринимать и помнить много запретов.
Продумайте, озвучьте и обсудите правила со всеми
членами семьи. Определите: что ребенок должен делать до того, как играть с
гаджетом, когда играть нельзя, сколько можно играть. Затем озвучьте правила
ребенку и сообщите, что он должен начать следовать им. Если ребенок возражает –
признавайте его чувства, дайте возразить, не ругайте, посочувствуйте, но правил
не меняйте.
Когда вы будете формулировать требования,
отталкивайтесь от обязательных ежедневных дел и действий, которые категорически
запрещены. Придерживаться этих правил нужно всем членам семьи вне зависимости
от настроения или усталости. То есть сами родители тоже должны пользоваться
гаджетом только по необходимости и откладывать его подальше, когда общаются с
ребенком и другими членами семьи.
Избегайте риторических и двусмысленных высказываний.
Например, «Да что ты делаешь!», «На что это похоже?», «Что же это такое?»,
«Когда же ты наиграешься?» или «Ты что, самый умный?». Нужно использовать
однозначные и понятные высказывания, когда ребенок нарушает правила. Свое
пожелание взрослые должны обозначать твердо, но спокойно. Например: «Я прошу
тебя прекратить это делать», «Остановись», «Убери гаджет, садись обедать».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2025
Дата обновления: 22.04.2025
Дата публикации: 10.04.2025