Консультация «Как рассказать ребенку о великой отечественной Войне»
18.05.2025
Каждый
из нас задавался вопросам стоить ли, рассказывать о ВОВ детям и как это
сделать? В чем смысл праздника Дня Победы?
А рассказывать и говорить об этом все же необходимо.
В
истории нашей Страны есть две особые даты: 22 июня – начало Великой
Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Восемьдесят лет минуло со дня Победы в Великой
Отечественной войне, но до сих пор не угасает величие подвига нашего народа.
Победа над фашизмом – Великий урок и нашему поколению и поколению детей, и всем
поколениям. Во имя мира он не должен быть забыт!
Проходят
годы, дедушки и бабушки, пережившие войну, к большому сожалению, уходят от нас.
Уже почти некому посмотреть с внуками, правнуками старые черно-белые
фотографии, рассказать о той страшной войне.
Наступил
наш черед передать детям, внукам и правнукам память о величие подвига нашего
народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Во имя мира он не
должен быть забыт!
От
нас современных взрослых, родителей зависит, будут ли наши дети знать историю
своей страны, гордиться подвигами своего народа и семьи. Поэтому рассказывать о
войне, конечно же нужно. Другое дело как рассказывать?
Тема
войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-7 лет. В этом и есть особенность:
ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского
опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же
в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань
между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем
многообразии конкретной информации, понять то, что не проходит через их
практическую деятельность.
Поэтому
следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны
- борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать, и воспринятая
детским сердцем информация может запомниться надолго, и дать неожиданные
результаты.
Конечно,
детям старшего дошкольного возраста свойственно позитивное восприятие мира, а жизненный
опыт еще слишком мал для обсуждения причин возникновения войны между людьми.
Поэтому рассказы о ВОВ лучше рассматривать как тему борьбы добра со злом.
Рассказывайте
о войне не только как о большом историческом событии, но и как о жизни, в
которой участвовали живые люди с настоящими судьбами: ваши родные бабушки и
дедушки, часть вашей семьи. Детям
интересно узнать, что было, когда их самих еще не было. В каждой семье
наверняка есть старый-старый альбом с фотографиями. Полуистлевшая бумага хранит
изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит, дали
жизнь и вам. Пришла пора рассказать ребенку о прадедах – героях прошлого.
Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок
никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее.
Попытайтесь определить: на кого больше похожа бабушка – на прабабушку или
прадедушку? Обратите внимание на то, каким статным, храбрым, мужественным
выглядит он на снимке.
Не
стоит в свои рассказы вводить подробности о миллионах погибших людей и
жестокостях войны, рассказывайте о том, как сложно бывало и на поле боя, и в
тылу, и люди и ваш прадедушка или прабабушка становились героями.
Ваше
участие в воспитании патриотических чувств у ваших детей незаменимо. Рассказывайте
ребенку о войне, но начните рассказ, например так: «Очень давно на нашу землю
пришли злые люди – враги, фашисты. Но прадедушка и тысячи таких же смелых, как
он, мужчин, дали им отпор – отправились на фронт защищать Родину. прадедушка
был артиллеристом. Вот здесь он стоит рядом со своей пушкой. Сражаться ему
пришлось очень долго. Несколько раз он был ранен. Но потом поправлялся и вновь
возвращался в строй. Наш прадед дошел до самого вражеского жилища. И всех
победил». Понемногу история отдельно семьи тесно переплетется, соединится с
историей страны. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы,
постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. Скоро картина далекого
прошлого запечалится в памяти ребенка.
В
вашем доме наверняка хранятся старые вещицы – молчаливые свидетели исторических
событий. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: письма и фотографии, военный
ремень и трофейный бинокль, награды… Дайте ребенку полюбоваться этими
сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на
возникших вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом
деда и это очень хорошо.
После
того, как важные сведения о войне ребенок узнал и усвоил из вашего рассказа,
можно посетить выставку, музей или мемориал. Рассмотрите оружие, солдатский
котелок, плащ-палатку, расскажите о символике вечного огня. Поговорите с
ребенком о том, какое применение экспонаты находили на практике. Если
поблизости нет экскурсовода, позвольте малышу осторожно прикоснуться к
пулемету, потрогать рукой шероховатую ткань шинели. Попытайтесь вместе
представить: каково было солдату, носившему ее, лютой зимой. Как он мерз, но не
покидал своего боевого поста. А отправляясь на парад Победы 9 мая, рассказывайте
о воспоминаниях из военного детства своих бабушек и дедушек, которые вы когда-то
слышали, будучи детьми.
И
конечно читайте ребенку книги о ВОВ. В детской литературе для дошкольников 5-7
лет существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы
обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не
каждому, его надо заслужить. И конечно не годятся придуманные истории о
похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие ребенка.
Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому
читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Какие
же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется,
самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники.
Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад
внесли в Победу? Многие авторы детской литературы второй половине ХХ столетия на
собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе
создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их
нельзя не услышать.
Предлагаем
вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в
кругу семьи с ребенком 5-7 лет, а затем совместно обсудить полученные
впечатления от прочитанного: С.П. Алексеев «Рассказы из истории Великой
Отечественной войны»; Е. Благинина «Шинель», А. Барто «Звенигород»; С. М.
Георгиевская «Галина мама»; Ю. П. Герман «Вот как это было»; В. Ю. Драгунский «Арбузный переулок» из книги
«Денискины рассказы»; А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде»; В. А. Осеева
«Андрейка»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко»; И. Токмакова «Сосны шумят»;
Шишов А. «Лесная девочка»; Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»; Л. Кассиль «Твои
защитники»; С. Михалков «День Победы».
Итак
– говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен,
прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать
растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если
не сейчас, то позже, когда вырастет.
Пусть мир украсит
доброта,
И расцветут
улыбкой лица,
А слово «страшное»
война
Пусть никогда не
повториться!
Пусть солнце
светит над землей,
Любовь шагает по
планете.
И в каждой пусть
семье большой
С любимой мамой
будут дети!
М. В. Сидорова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2025
Дата обновления: 18.05.2025
Дата публикации: 18.05.2025