Игровой самомассаж лица
21.09.2025
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно
в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от
трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся
его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать
физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью. В
последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять
нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической
гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Игровой метод придает
учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Игровой
самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно
развиваться организму ребенка, морфологически и функционально
совершенствоваться его отдельным органам и системам.
«Игровой
самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и
хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка
сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Самомассаж – это
массаж, выполняемый самим ребёнком.
Ребёнок сам
выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Использование
самомассажа полезно по нескольким причинам:
1. Можно
проводить фронтально с группой детей одновременно.
2. Можно
использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные
моменты в условиях дошкольного учреждения.
3. Можно
использовать без специального медицинского образования.
Правила:
1.
Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
2. Каждое
движение в среднем выполняется 4-6 раз.
3. В один
сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в
течение дня.
4. Перед
проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
5. Все
материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия
утилизироваться.
Обучая
детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного
контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно
проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа
проводится в игровой форме.
Непременным
условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной
реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных
реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не
надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями
пальцев.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать
выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их
исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса
детей имеет интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и речью, и
мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите,
каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Самомассаж мышц головы, шеи, лица
1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища
Чтобы не
зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем
ладошкой в лоб – хлоп, хлоп,
Чтобы не
дремали щёчки,
Мы пощиплем
их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
2. Самомассаж
лица для детей в стихах «Нос, умойся!»
«Кран,
откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
«Нос,
умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
«Мойтесь
сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
«Мойтесь,
уши!» - растираем ладонями уши.
«Мойся,
шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
«Шейка,
мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
«Мойся,
мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
«Грязь,
смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
3. Самомассаж
для лица и шеи для детей «Индеец»
Представим,
что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.
«Рисуем»
линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
«Рисуем»
линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повтор 3 р.
«Рисуем»
линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раз.
«Рисуем»
линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
«Пошел
дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
«Вытираем с
лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно
разогрев их, потерев друг об друга.
«Стряхиваем
с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.
4. Массаж
лица. «Воробей»
Сел на
ветку воробей и качается на ней (Двумя ладонями провести от бровей до
подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)
Раз-два-три-четыре-пять
– не охота улетать.
(Массировать
височные впадины указательными пальцами обеих рук, совершая вращательные
движения.)
5. По морям и
океанам
По морям и
океанам от середины лба к вискам.
Буду
плавать капитаном. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.
Буду волны
покорять, По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Чудный
остров открывать. От середины подбородка к ушам.
Заканчиваем
массаж поглаживанием.
6. Точечный
самомассаж лица.
Выполняется
в игровой форме, имитируя работу скульптора.
1.
Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
2. Нажимаем
пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные
движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем
5-6 раз.
3. Прилагая
усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб.
«Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
4. Легкими
нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
5. Ведем
пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для
Массаж
носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим
сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и
держать, не отпуская, на счёт до 20.
Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
1. Щёки:
Толстячок –
худышка.
Шарики –
гоняем воздух из одной щеки в другую.
Футбол –
плюс выполняем движения языком вверх-вниз.
Хлопушка –
надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом
вырывается наружу.
Самовар –
сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Рыбка – несколько
раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В
результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
2. Губы.
Упражнения
для укрепления губ:
Смешная
песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук,
похожий на «Б-Б-Б….».
Индейцы –
широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по
рту, то открывая, то прикрывая его.
Занимайтесь с детьми самомассажем, и
результаты вас обязательно порадуют!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2025
Дата обновления: 13.12.2025
Дата публикации: 21.09.2025