19.01.2022
Условия для музыкального развития ребёнка в семье.
Характеристика
условий для музыкального развития ребёнка в семье.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания
ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители,
взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период
чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте
закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности,
приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.
Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального
воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой
собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от тех предпосылок и
условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом
жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности,
общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры.
В одних с уважением
относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают
концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают
вместе с ребёнком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение
приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их
способности.
В
некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень
хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К
музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребёнок
слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке
его родители безразличны.
Вместе с тем в семье есть все возможности для применения различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,
музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся
музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с
первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе
которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.
Дома ребёнок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном
исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись, на
электронном носителе).
Среди видов
исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах.
Ребёнок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра
на фортепиано требует профессионального обучения, Во многих семьях есть
музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка).
Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать
мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки,
предназначенные только для забавы.
Реже
всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением
семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить
спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча
солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу;
импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети,
которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников
получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.
Таким
образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребёнок
посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее
развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог
в своей работе учитывает специфику каждой семьи, ориентируется на
различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное
окружение.
Задачи музыкального
воспитания в семье.
Используемый
репертуар
Обучая ребёнка музыке, родители ставят
различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и
музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания
детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
-
обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать
интерес к
музыке, передавать традиции своего народа, сформировать
основы
музыкальной культуры.
- развить музыкальные
и творческие способности в процессе различных
видов музыкальной
деятельности (восприятие, исполнительство,
творчество,
музыкально-образовательная деятельность);
- способствовать
общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок
музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для
будущего профессионального обучения.
Все эти задачи
решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность
музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных
кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные
спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями,
расширяют их музыкальный опыт.
Выбор
музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального
вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития
музыкальных способностей детей,
Формирования основ
музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку.
Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать
народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными
традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные
мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными
интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно
прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия,
различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных
инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку, как «взрослую»,
так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства,
доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или
фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией,
оркестровкой (пьесы Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.Чайковского) и более
скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная
музыка А.Вивальди, И.С.Баха, В.А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные
педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в
музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод – основной метод
музыкального воспитания.
Если ребёнок растет в семье,
где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка,
он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных
формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на
непосредственное занятие музыкой и использование её как фона для другой
деятельности).
Наглядно-зрительный
метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду
для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин,
иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность
показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была
сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями
предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих
по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о
музыке, реплики взрослого помогают ребёнку настроиться на её восприятие,
поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить
внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании ( как нежно и
печально поёт скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как
сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический
метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению,
музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребёнку овладеть
определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность
применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня
взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания
заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители,
стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например в
игре на музыкальных инструментах), насильно заставляют его подолгу заниматься,
часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его
наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на
занятиях искусством.
Нужно
широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы
дети не переутомлялись, не начинали скучать.
Необходимо учитывать, что
дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена
музыкальной деятельности, применение разных её видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он
увлечен сам. Если ребёнок чувствует такое отношение взрослого, восхищение
красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же
взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна
культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок
должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном
положительными эмоциями окружении.
Формы
организации музыкальной деятельности детей в семье.
Музыка в семье может
использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах
- как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может
звучать и фоном для другой деятельности.
В занятиях с детьми роль
взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное
слушание музыки, совместное музицирование ( пение, игра на музыкальных
инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам
руководства взрослого относятся слушание записей музыкальных сказок, музыки к
мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в
эту деятельность, лишь чтобы помочь ребёнку сменить запись, подобрать мелодию и
т.д. Ребёнок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма
музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой
деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае
может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое
восприятие, свободное, не сопровождающее беседой, полезно для развития и
обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.
Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы
они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может
изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие,
танцевальные, ритмические мелодии.
Таким образом,
семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития
детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его
возможности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2022
Дата обновления: 23.04.2022
Дата публикации: 19.01.2022