25.10.2019
Планшет для дошкольника
Нужен ли дошкольнику планшет? Безопасен ли он для физического и психического здоровья ребенка?
Как известно, планшет не входит
в число детских игрушек. Это вещь «взрослая», не из дешевых. И, разумеется,
ребенок не может взять вдруг и обзавестись этим гаджетом. Планшет ребенку
покупают родители. Те самые, которые потом начинают жаловаться: «Наш ребенок не
хочет ни читать, ни рисовать, только планшет и мультики ему подавай». Но кто
виноват? А если вспомнить сумму, потраченную на планшет, и сосчитать, хотя бы
примерно, сколько книжек с картинками, пазлов или настольных игр можно было бы
купить? Вопрос риторический…
Родители сами «подсаживают» ребенка на игры, чтобы сын или дочь сидели
тихо и не мешали взрослым. Происходит это в ситуациях, которые ребенку
некомфортны, в которые он вовлечен не по своей воле. Это может быть очередь в
детской поликлинике, долгая поездка, посиделки в кафе, когда взрослые хотят
поесть и пообщаться спокойно, это может быть визит в гости, где ребенку
неинтересно и не с кем поиграть… Все эти обстоятельства ребенку скучны и
утомительны, ему физически тяжело сидеть и молчать, он хочет играть и бегать,
поэтому выражает недовольство, нетерпение, шумит, мешает. И, чтобы угомонить
непоседу, ему протягивают телефон или планшет с игрой. И все, ребенка не видно
и не слышно. Он весь там, внутри экрана с мультиками или игрой. Казалось бы,
все рады и счастливы? Но потом очередь в поликлинике или визит в гости
заканчивается, а вот увлечение и зависимость ребенка планшетом остается. И
прогрессирует.
Еще один вариант:
папа остается присматривать за ребенком и, не утруждая себя играми,
чтением книг и прогулками, включает ребенку игры или мультики на планшете.
Ребенку нравится. Очень нравится. Но постепенно возникает борьба за планшет:
ребенок требует его снова и снова. Чтобы прекратить скандалы в доме («чтобы
папу оставили в покое»), ребенку покупается отдельный планшет. Теперь по
вечерам папа и сын сидят каждый в своем углу, уткнувшись каждый в свой гаджет.
Мир и порядок? Или тревожная ситуация?
Тенденция налицо: родители все чаще и все охотнее передоверяют свои
родительские, воспитательские и прочие полномочия электронному устройству.
Безусловно, планшет — это
очень полезное и нужное устройство. В нашей современной жизни шагу не ступишь
без того, чтобы не использовать какое-нибудь электронное или цифровое
приспособление. И планшеты – это первая ступенька для ребенка, ведущая в
увлекательный и многообразный мир. И если
контролировать ситуацию, если скачивать для ребенка развивающие игры, хорошие
мультфильмы, программы для рисования или моделирования, изучения алфавита, то
планшет станет другом и помощником.
Но гораздо чаще, к сожалению, планшет становится папо-мамо-заменителем для
ребенка. «Почитать тебе сказку? Да включи
мультик на планшете. Поиграть с тобой в настольную игру? Да давай я тебе такую
же игру на планшет скачаю». И постепенно реальный мир подменяется виртуальным.
Ведь в планшете есть все: там можно и торты печь, и мороженое делать, и
машинкой или паровозиком управлять, и ягоды собирать, и раскраски раскрашивать,
и складывать пазлы, и сказки слушать, и в куклы играть. И постепенно ребенок
все с меньшим энтузиазмом возвращается из виртуального мира в реальный, к своим
обычным игрушкам. Круг его интересов все больше сужается… А еще, помимо
интеллектуального и развивающего моментов, планшет влияет и на физическое
состояние ребенка. И влияет негативно.
Офтальмологи бьют тревогу:
количество дошкольников с проблемами зрения увеличивается. Весьма способствуют
этому гаджеты. И, прежде всего, планшет – устройство для работы на близком
расстоянии. Часто дети играют в игры на планшете лежа, чуть ли не уткнувшись в
него носом, что не идет на пользу глазам. Как известно, постоянная фиксация
взгляда на близко расположенных объектах — это
фактор, способствующий развитию близорукости. Поэтому, прогуливаясь с ребенком,
невзначай спросите у него, что нарисовано на дорожном знаке там, вдалеке? Кто
там сидит на газоне, кошка или собака? Если он щурится и не может рассмотреть
дальние объекты, которые хорошо видны вам, — это
повод навестить детского офтальмолога и проверить зрение ребенка.
Неврологи также не в
восторге от того, как много места в мире дошкольника стали занимать различные
электронные устройства. И телевизор, и планшет, и мобильные телефоны с
множеством игровых приложений, — все это
действует на неокрепшую психику маленького ребенка крайне возбуждающе. В
итоге мама и папа получают нервного, расторможенного, неуправляемого ребенка,
который выдает не вполне адекватные реакции на обычные бытовые ситуации:
злится, раздражается, плачет, плохо ест, некрепко спит, порой даже видит
кошмары, в которых фигурируют персонажи компьютерных игр. Не великовата ли цена
за мамин-папин отдых и тишину в доме?
Психологи единодушны в своем
мнении: планшет – хорошая палочка-выручалочка в тех случаях, когда от ребенка
требуется тихое и примерное поведение: в общественных заведениях, в автомобиле
или поезде, там, где нет привычной домашней игровой зоны с привычными
игрушками. Но использование планшета не эпизодически, а на постоянной основе,
как заменителя родительского внимания, приводит к печальным результатам.
Разлаживается общение и взаимопонимание в семье, ребенок все меньше
разговаривает с родителями и взаимодействует с ними, предпочитая молчаливо и
сосредоточенно заниматься своим гаджетом.
Да и будем честны:
отдельный планшет ребенку обычно покупают в тех семьях, где и у каждого
взрослого есть свой персональный компьютер, ноутбук, другие гаджеты, с которыми
члены семьи порой проводят больше времени, чем друг с другом. В настоящее время
такое положение дел является уже чуть ли не нормой. Хотя нормальным это вряд ли
можно назвать.
Определить, есть ли зависимость
у ребенка от планшета, довольно легко. Родителям стоит задуматься при следующих
признаках:
· ребенок,
проснувшись утром, говорит: «Я проснулся, где мой планшет?»;
на предложение мамы: «Давай почитаем книжку» или «Будешь лепить из
пластилина?» ребенок говорит: «Я лучше поиграю в новую игру на планшете»;
· ребенок
проводит с гаджетами больше часа в день;
· ребенок
соглашается есть только «под мультики», тащит с собой планшет даже в туалет;
· ребенок
начинает рыдать и колотить по планшету руками, если не загружается мультфильм
или игра, если не получается пройти уровень в игре, если устройство разрядилось
и выключилось;
· ребенок
освоил скачивание игр из интернета и ежедневно то загружает, то удаляет десятки
новых приложений;
· самым
страшным наказанием для ребенка является изъятие планшета на день;
на попытки родителей забрать планшет ребенок выдает истерику.
Избавление от любой зависимости – дело нелегкое и продолжительное по времени. Здесь
родителям потребуется терпение и хорошее воображение. Ведь когда ребенок
останется без планшета, он потребует внимания мамы и папы, его нужно будет
чем-то занимать, и, желательно, чем-нибудь таким интересным, чтобы чадо
позабыло про любимые виртуальные игры.
Считается, что выход из зависимости не
должен быть резким и радикальным. Просто взять и отобрать планшет у ребенка –
значит вызвать сильнейшую истерику. Ведь если у человека зависимость, он
испытывает огромный стресс, разлучившись с предметом, от которого зависит. И
если даже взрослому порой трудно выдержать, когда он бросает курить или
садится на диету, то что говорить о ребенке, у которого хотят отобрать яркий,
красочный, постоянно меняющийся мир мультиков, развлекательных роликов и
компьютерных игр. Не стоит прокрадываться ночью в детскую и похищать
планшет, а утром сообщать ребенку, что любимую электронную игрушку похитили
пираты. Лучше просто сократить время игр и просмотра мультфильмов,
заинтересовав ребенка другими делами, безопасными для его зрения и нервной
системы. Нужно выстроить режим дня
таким образом, чтобы одна активность переходила в другую и на планшет банально
не оставалось времени. Попросите дочку помочь вам испечь
пирог. Поиграйте с сыном в футбол. Они и не вспомнят о планшете, вот увидите.
Дети, которые ходят в
детский сад, заняты весь день, а вечером маме и папе стоило бы просто
договориться и каждому, по очереди провести с сыном или дочкой хотя бы час –
почитать, поиграть, вместе что-нибудь нарисовать или слепить, сшить платье
кукле или построить супер-автомобиль, почитать перед сном сказки. Просто
побыть вместе. Ведь это, в конце концов, даже обидно: неужели же мама
и папа скучнее, чем планшет? Неужели общение с ними не интереснее для ребенка?
Дети, которые в детский сад не
ходят и целый день находятся вместе с мамой, более избалованы: они привыкли
владеть маминым вниманием ежесекундно, и не каждая мама героически выдержит
этот марафон. Книги, пазлы, конструкторы, рисование, лепка, настольные игры,
обучающие занятия, прогулки, а еще и еду готовить надо, и дом прибирать… Так и
хочется вручить ребенку планшет со словами: «Посиди полчасика тихонько, дай
маме отдохнуть». А потом полчасика плавно переходят в часик и второй, и мама,
довольная тишиной в доме, решает еще белье погладить или сделать маникюр, а
ребенок и рад… Но неужели нет альтернативы
планшету? Неужели нет игр, которые бы увлекли ребенка и дали бы расслабиться его
маме?
Чаще всего родители
приветствуют увлеченность ребенка планшетом, потому что это дает маме и папе
передышку: пока ребенок смотрит очередную серию «Даши-путешественницы» или
вместе с Фиксиками чинит стиральную машину и фен, мама может спокойно
приготовить обед или выпить чашку чая и почитать книгу. И эти драгоценные
минутки так не хочется отдавать.
Но на самом деле есть множество
вариантов, как занять ребенка и без помощи планшета. Даже тех детей, которые
терпеть не могут играть одни. Игры с водой. Всего-то и нужно, что клеенка и
таз, а также множество разных штучек для переливания, взбалтывания, измерения
воды: пипетка, шприц, воронка, большие и маленькие бутылочки, губка, которую
можно отжимать и так далее. А если добавить к этому набору еще и краски, чтобы
воду можно было окрашивать в разные оттенки, или какие-то порошковые
субстанции, которые можно в воде растворять, планшет будет забыт напрочь.
Главное — следить,
чтобы вода не была слишком холодная, и чтобы ребенок не проливал ее по всей
квартире.
Еще один хороший способ занять
ребенка — вручить
ему пластилин. А вдобавок к пластилину —
какие-нибудь мелкие детали для декора. Мальчикам можно предложить слепить
технику (машину, трамвай, танк) и украсить ее болтиками, железками и прочими
запчастями от конструкторов и разобранных игрушек. А девочке — коробку с бусинками, блестками и другой разноцветной
и блестящей мелочью, из которой можно на пластилиновых тортах выкладывать
красивые узоры. Еще детям очень нравится делать пластилиновые блины и пироги,
если в качестве приправ и начинки мама вручит им один-другой пакетик со
специями и горстку той же рябины, собранной на улице, или чайную ложку гречки
или пшена.
Виды активности, которые
предполагают совместный досуг – чтение, настольные игры, прогулки, я сейчас
сознательно не упоминаю. Речь идет именно о способах занять ребенка, чтобы он
посидел тихонько сам, без мамы. Просто выберите то, что ребенок очень любит
делать, и немного видоизмените эту игру, внесите в нее какие-то новые элементы,
добавьте необычные аксессуары, дайте парочку «взрослых» вещей для детской игры,
и ребенок с удовольствием нажмет кнопку «выкл» на своем гаджете.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2019
Дата обновления: 26.09.2022
Дата публикации: 25.10.2019