Физкультминутки и их место в режим дня

05.11.2020

«Физкультминутки и их место
в режиме дня»


Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.
Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.
Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.
 
Основные требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
  • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
  • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
  • подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.
Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.
Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.
Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

   В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.
Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).
Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.Хочу такой сайт

Дети шли, шли, шли.
В огород зашли.
Там увидели урода –
И скорей из огорода.
 
Приплыли тучи дождевые                       Руки вытянуты, ладоши вниз.
Лей дождик - лей!                                    Потряхивают руками, топают
Дождинки Как живые,                             пляшут, ногами.
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!                                                 Наклоняются, садятся.
 
Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали                                     трясутся от страха
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!
 
Сначала буду маленьким,                         Присесть, обнять колени руками,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,                     Встать,
До неба дотянусь.                                    Поднять руки вверх, встать на носочки.
 
Ветер дует нам в лицо.                             Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо.                                 Качаются из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише.                                    Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше.                        Тянутся вверх.
 
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)
 
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
 
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
 
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего-ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова –
Раз, два и готово.
 
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
 
Дождь
Капля - раз, капля - два,                           Хлопки руками на каждое слово.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом.                                          Бег.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.                                                               Хлопки руками на каждое слово.
Кап-кап, кап-кап.                                      Свободные движения пальчиками.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.                                                               Соединить руки над головой.
 
 
 
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.                                              Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.                                              Повороты вокруг себя.
 
Обуваемся
Я умею обуваться,
Топать ногами.                                                            Если только захочу,
Я и маленького братца                                                Руки перед грудью, 
Обуваться научу.                                      показывают "маленького братца".
Вот они, сапожки,                                                       Наклон вперед.
Этот с правой ножки,                                                 Погладить правую ногу.
Этот с левой ножки.                                                   Погладить левую ногу.
 
Снегопад
Белый снег, пушистый.                                                        Взмахи руками.
В воздухе кружится                                                    Повороты вокруг себя.
И на землю тихо
Падает, ложится.                                                Опуститься на корточки.
 
Машина- 1
Шла по улице машина,                                       Двигаться в заданном
Шла машина без бензина,                                  направлении, вращая
Шла машина без шофера,                                  воображаемый руль.
Без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная.
 
Машина - 2
Завели машину: ш-ш-ш.                            Вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".                      Вращение воображаемого
Улыбнулись веселей и поехали скорей.            руля.
 
Хлоп - топ
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
 
Весенний дождь
Поутру надел на ножки                            "Пробегать" пальчиками одной руки по другой
Дождь хрустальные сапожки.                  от предплечья к кисти.
Где наступит сапожок                              Похлопывать руки ладонями.
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.
 
Солнышко
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Руки поднимаем.
 
Радуга
В небе радуга висит                                 В воздухе "нарисовать" радугу.
Детвору веселит.                             Потянуться вверх и помахать кистями рук.
С нее, как с горки,                                             Опустить руки вниз.
 
Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                 Загибать пальцы на руке.
 
Пароход

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.10.2022

Дата обновления: 11.10.2022

Дата публикации: 05.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».