Игры с обручами в старшем дошкольном возрасте (Игровая технология "Блоки Дьёнеша")
06.02.2023
Блоки Дьенеша, способствуют освоению математических понятий, а так же
творческого и логического мышления. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем
дошкольном возрасте можно использовать?
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу
несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они
способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и
раскодировкой. Они с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками
Дьенеша.
Игры с обручами и блоками
Дьенеша
Особый раздел в
методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с
выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя развивать у детей аналитическое мышление,
гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.
«Игра с одним
обручем»
На полу лежит обруч. У
каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в
соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки,
а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри
обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно
такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и
никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через
свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами
выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют
одним словом фигуры вне обруча.
«Игра с
двумя обручами»
На полу два
разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую
часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри
красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне
красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают
блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри
красного обруча — все красные.
На первых порах
вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место
в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по
расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
1.
Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
2.
Внутри синего, но вне красного обруча?
3.
Внутри красного, но вне синего?
4.
Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо
назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с
двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт
на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на
рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти
области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех
трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается
расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все
красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.
После
выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого
варианта игры с тремя обручами) вопросов.
·
Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
·
Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
·
Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
·
Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
·
Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
·
Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
·
Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
·
Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на
восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств
(быть красным, быть квадратным, быть большим).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.02.2023
Дата обновления: 20.02.2023
Дата публикации: 06.02.2023