19.02.2023
Разминка мышц лица, артикуляционного аппарата.
1.Упражнения для мышц языка
а) покусать язык от кончика до основания, высовывая язык до отказа;
б) покусать краешки языка попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его;
в) уколоть языком щёку изнутри.
Это упражнение можно повторять 3-4 раза, добавив двойные уколы в щёку поочерёдно, то в одну, то в другую. Также это упражнение можно усложнить, добавив элемент губ, а именно языком поочерёдно упереться в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку.
г) « Цоканье лошадки »
Представить, как стучат копытца.
Упражнение нужно делать так, чтобы от активности работы язычков у детей, звук получался ясным и четким и походил на то самое цоканье. При этом можно менять положение рта в свободной форме.
2. Упражнения для губ.
а) Покусать нижнюю губу, далее верхнюю. Поочерёдно повторить.
б) Вытянуть губы трубочкой вперёд, а потом улыбнуться, повторить, чередуя.
в) Далее губы тянуть трубочкой вперёд, и там впереди пытаться нарисовать кружок.
Это упражнение не сразу у всех получается, т. к. достаточно непросто его выполнить. Главное быть внимательными и помогать представлениями этого круга. Со временем дети усваивают это упражнение. 24. Интонационно - фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации.
а) «Штробас» - (от немецкого – скрип, скрежет)
Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский, расслабленный – лежит на нижней губе. Расслабленное выражение лица.
Это расслабление связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности, а представляющего собою шумовой, низкий шуршащий – скрипящий - рокочущий звук.
Делаем спокойный, мягкий, полный вдох носом и на выдохе на имитируем скрип на гласную «а».
Далее усложняем задание. Теперь нам нужно проскрипеть целую фразу, но при этом не «включать» голосовые связки (голос). Фраза такая: «Покатаемся, поваляемся, поскрипим, Ивашкино мясо поедим».
б) «Машинки»
Чтобы сделать это упражнение, губы нужно сомкнуть, взять полный вдох носом и на выдохе через рот, а губы все так же сомкнуты, воспроизвести шум движения машины. И постараться, как можно дольше «проехать».
При давлении воздуха на губы изнутри, губы колеблются и при задействии голосовых связок получается необходимое звучание.
Учитывая, что машины бывают разных размеров ( большие, маленькие, средние), можно эти сравнения использовать для регистрового звучания.
Представляем, что машина застряла и буксует. Задействуем все регистры. Берём хороший вдох и начинаем с нижнего регистра, глиссандируя вверх, пройдя средний регистр, стремительно взлетаем к высокому регистру, далее обратно сверху вниз и снова вверх. Таким образом, мы воссоздаём имитацию буксования машины. Упражнение делаем на одном дыхании.
в) «Раскачивание голоса»
Ноги поставить шире плеч, корпус наклонить вперёд, спина прямая, смотрим вниз, руки расслабленно болтаются. На вдохе руки поднимаем влево, прямо перпендикулярно полу и на звук «а» начинаем раскачивать руки, как качели, по нарастающей, то в одну сторону, то в другую одновременно с голосом, увеличивая силу звука и амплитуду движения рук.
г) «Счёт от 1 до 10»
Считаем от 1 до 10, начиная с шёпота и с каждым следующим счётом усиливаем силу звука до крика.
Упражнение повторить 2-3 раза, следить за качеством выполнения каждого ученика.
5. Скороговорки
« Наш Филат не бывает виноват, у Филата мама виновата» или « Сварили карапузу в кастрюле кукурузу». Перед быстрым проговариванием скороговорки необходимо в медленном темпе чётко произнести текст. А потом по мере запоминания и усвоения темп ускорять, активизируя внимание на чёткости дикции, проговаривания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2023
Дата обновления: 21.02.2023
Дата публикации: 19.02.2023