31.01.2020
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ? |
Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если от двух до трёх лет ребёнок не произносит ни одного слова, нужно внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчал. Обследование речи детей, посещающих ясельные группы и группы младшего возраста показывает, что в каждой группе есть дети, испытывающие трудности с активной речью, с общением посредством речи, с «говорением». Причины задержки активных слов могут быть совершенно различными. Рассмотрим самые типичные варианты речевых трудностей у детей от двух до трёх лет. Ребёнок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации ребёнок называет предмет, а при общении, взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т.д. Отсутствие речи нервирует ребёнка, он становится капризным и, поскольку окружающие часто его не понимают, выражает своё недовольство плачем и криком. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка. Во-первых, необходимо включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого называния предметов к коротким фразам, связанным между собой. Например: "Катя - кукла", "Любит порядок", "Она стирает бельё", "Как она стирает?", "Что она делает?" При этом в простом сюжете называются все действия. Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу "Давай вместе...", т.е. играя с кубиками, с матрёшками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребёнка названия действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы. В-третьих, как можно больше говорить с ребёнком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая таким образом необходимую питательную речевую среду. |
ЗАДЕРЖКА НА СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В этом случае общение ребёнка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так всё понятно. Такие дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у этих детей выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет. Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение, имеющие исключительное значение в этот период. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К СОТРУДНИЧЕСТВУ Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи. Такие дети с удовольствием производят различные предметные манипуляции, издают при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребёнок, общаясь с предметами, не замечает взрослых, не видит в них помощников, не нуждается в совместном сотрудничестве. Например, малыш поглощён игрушкой, он при этом совсем не обращает внимания на вопросы, которые ему задают, увлечённо катает свою машину. Ребёнок стремится делать всё сам, но, к сожалению, действия с игрушкой у него достаточно однообразны, поверхностны. Родители не должны стремиться дать ребёнку как можно больше игрушек. Играет, мол, сам, не мешает - и хорошо. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы ребёнок понял её назначение. Малыш, который стремится к сотрудничеству, принесёт игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Для озабоченных своими делами взрослых это, безусловно, очень непросто - быть всегда расположенными к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно наладить с малышом эмоциональный контакт, ласково погладить, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза. Поиграть с ним в младенческие игры типа "Куку", "Сорока-ворона". На фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. "Кукла" как бы заменяет человека; играя с ней, ребёнок может пожалеть её, покормить, полечить, сводить в гости, т.е. придать "человеческий" характер действиям. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками. Попробуйте включить его в игру с мячом, предложите поиграть в песочнице с другими детьми и т.д. Также полезны игры с имитацией. Взрослый имитирует голоса разных зверушек (коровы, собаки, кошки) в присутствии малыша, показывая при этом животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может повторить слова вслед за взрослым. Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, доступное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычным и праздничным. Постепенно ребёнок сможет принять участие абсолютно во всех "взрослых занятиях", станет соучастником всех дел взрослых. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать окружающий мир (прежде всего людей, и только потом - предметов). |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2020
Дата обновления: 26.09.2022
Дата публикации: 31.01.2020