ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

31.01.2020

ПОЧЕМУ      РЕБЕНОК      МОЛЧИТ?


Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если от двух до трёх лет ребёнок не произносит ни одного слова, нужно внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчал.

Обследование речи детей, посещающих ясельные группы и группы младшего возраста показывает, что в каждой группе есть дети, испытывающие трудности с активной речью, с общением посредством речи, с «говорением».

Причины задержки активных слов могут быть совершенно различными. Рассмотрим самые типичные варианты речевых трудностей у детей от двух до трёх лет.

 

ЗАДЕРЖКА НА СТАДИИ НАЗЫВАНИЯ

Ребёнок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации ребёнок называет предмет, а при общении, взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т.д. Отсутствие речи нервирует ребёнка, он становится капризным и, поскольку окружающие часто его не понимают, выражает своё недовольство плачем и криком.

В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка.

Во-первых, необходимо включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого называния предметов к коротким фразам, связанным между собой. Например: "Катя - кукла", "Любит порядок", "Она стирает бельё", "Как она стирает?", "Что она делает?" При этом в простом сюжете называются все действия.

 Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу "Давай вместе...", т.е. играя с кубиками, с матрёшками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребёнка названия действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы.

В-третьих, как можно больше говорить с ребёнком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая таким образом необходимую питательную речевую среду.

   


 Хочу такой сайт

ЗАДЕРЖКА НА СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В этом случае общение ребёнка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так всё понятно. Такие дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у этих детей выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.

Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение, имеющие исключительное значение в этот период.

 

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К СОТРУДНИЧЕСТВУ

      Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи.

Такие дети с удовольствием производят различные предметные манипуляции, издают при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребёнок, общаясь с предметами, не замечает взрослых, не видит в них помощников, не нуждается в совместном сотрудничестве. Например, малыш поглощён игрушкой, он при этом совсем не обращает внимания на вопросы, которые ему задают, увлечённо катает свою машину. Ребёнок стремится делать всё сам, но, к сожалению, действия с игрушкой у него достаточно однообразны, поверхностны. Родители не должны стремиться дать ребёнку как можно больше игрушек. Играет, мол, сам, не мешает - и хорошо. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы ребёнок понял её назначение. Малыш, который стремится к сотрудничеству, принесёт игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Для озабоченных своими делами взрослых это, безусловно, очень непросто - быть всегда расположенными к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно наладить с малышом эмоциональный контакт, ласково погладить, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза. Поиграть с ним в младенческие игры типа "Ку­ку", "Сорока-ворона". На фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. "Кукла" как бы заменяет человека; играя с ней, ребёнок может пожалеть её, покормить, полечить, сводить в гости, т.е. придать "человеческий" характер действиям. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками. Попробуйте включить его в игру с мячом, предложите поиграть в песочнице с другими детьми и т.д.

Также полезны игры с имитацией. Взрослый имитирует голоса разных зверушек (коровы, собаки, кошки) в присутствии малыша, показывая при этом животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может повторить слова вслед за взрослым.

Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, доступное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычным и праздничным. Постепенно ребёнок сможет принять участие абсолютно во всех "взрослых занятиях", станет соучастником всех дел взрослых. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать окружающий мир (прежде всего людей, и только потом - предметов).

 


 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.02.2020

Дата обновления: 26.09.2022

Дата публикации: 31.01.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».