21.03.2023
Как научить ребёнка дружить в детском
саду.
Интерес к ровесникам впервые появляется у
детей около трёх лет — в возрасте, когда они идут в детский сад. Как помочь им
найти друзей и научить правильно общаться?
Эти советы пригодятся не только родителям, но и воспитателям младших групп.
Многим кажется, что дружба в коллективе
возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения:
они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением
более сильному.
Мы, взрослые, знаем, что такое нездоровые
отношения, и, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди
предпочитают нам кого-то ещё. Мы также можем контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке :
подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии.
Воспитателю в детском саду сложнее : ему нужно объединить
всех детей в группе и сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций,
травли и обид. Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством
коммуникации: могут устраивать истерики, говорить гадости
сверстникам и взрослым, обижать товарищей. У них ещё нет жизненного опыта для
осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают,
как с ними общаться.
Дети порой сильно привязываются к людям и
из-за этого могут попасть в сложные отношения. Одни, чтобы понравиться и
удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие
используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»). Так что же
делать? Говорить с ребёнком!
Скоро дружба станет для него абсолютно
естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не
наломать дров. Перед тем как отправлять ребёнка в детский сад, поговорите с ним на эти
темы. Или — если вы педагог — устройте своим подопечным тематический урок мира.
Даже друзья могут злиться друг на
друга
Обида, возмущение, гнев — это нормальные
эмоции, и если ты чувствуешь подобное, то это не значит, что дружбе конец. Такое происходит
с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции
с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя
расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.
Друзья не обязаны играть только
друг с другом
Преданность, безусловно, важна, но важно также
объяснить ребёнку :
и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще
оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время
совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы
новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).
Друг не обязательно должен быть
единственным
Все люди разные, кто-то другой не может
заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Пусть дети
видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять,
что можно не зацикливаться на одном человеке.
Замечания
воспитателя — тоже забота
Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но
воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть
неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого
воспитателя. Задача педагога — вовремя включиться в процесс, чтобы не
превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для
дальнейшей травли.
Если вы вынуждены наказать одного человека,
помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в
глазах детей, но и не напугать их. Не нужно утешать, подкупать или, напротив,
унижать ребёнка на глазах у всех.
Дайте понять ему (и его товарищам, что вы верите в него
Можно сказать: «Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда
будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам». Но при этом вы действительно
должны быть уверены — ребёнок в
состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.
Подчеркните — вы делаете это для безопасности
всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может
привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками,
дайте ему (и всем) понять,
что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не
враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.
Чем больше усилий воспитатель приложит для
того, чтобы подружить абсолютно
всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и
отдельными компаниями, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над
проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления
навыков общения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.03.2023
Дата обновления: 21.03.2023
Дата публикации: 21.03.2023