Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель: игр - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Подвижная игра “Цветные автомобили”
Описание: Дети размещаются вдоль стены (по краю площадки) у своих ориентиров. Они - Автомобили. Каждому одевается руль -эмблема (флажок) определенного цвета. По 3 – 4 цвета на группу детей. Воспитатель стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули (флажки) у детей. Воспитатель поднимает сигнал определенного цвета, дети, имеющие рули - эмблемы (флажки) такого же цвета, выбегают в центр и передвигаются в любом направлении. Когда воспитатель опускает сигнал, то автомобили - останавливаются, а дети идут в свой гараж. Дети во время игры могу гудеть, крутить руль, подражая автомобилям, бегать, соблюдая ПДД, не наталкиваясь друг на друга (у каждого своя дорожка). Затем воспитатель поднимает сигнал другого цвета - игра продолжается. Но можно поднять и 2, и 3 сигнала разного цвета, тогда все машины выезжают из гаражей. Усложнение: Воспитатель поднимает по очереди сигналы трех цветов (красный, желтый, зеленый). На зеленый цвет – машины едут, на желтый – замедляют движение, на красный – останавливаются. Если все сигналы опущены - уезжают в свой гараж по цвету руля (флажка).
Указания к проведению: Если игра проводится в группе или в спортивном зале, можно использовать музыкальное сопровождение. Как вариант – разложить по углам ориентиры нужных цветов. На сигнал Автомобили выезжают, поменять местами ориентиры. Дети должны найти свой гараж. Предложить детям вспомнить и назвать разные марки или виды машин.
| Карта подготовки педагога к проведению сюжетной подвижной игры с детьми 5-го года жизни. |
- Задачи игры.
| .1.1 Вызвать у детей интерес к игре, создать положительный эмоциональный настрой. - Учить выполнять правила игры: выполнять все игровые действия по сигналу, не выходить за линию разметки в группе (площадки).
- Закрепить представление о сигналах светофора и выполнение действий в соответствии с сигналом.
- Упражнять в умении передвигаться по группе (площадке) сохраняя дистанцию, изменяя темп ходьбы и легкого бега.
- Развивать внимание, реакцию на цветовой сигнал, закрепление основных цветов.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, выполняя игровые действия.
- Повышать детскую двигательную активность в группе (площадке), соблюдая определенные границы по передвижению в пространстве.
- Упражнять в ориентировке в пространстве.
|
- Правила игры.
| 2.1 Выполнять движения по сигналу воспитателя: Выезжать только на свой сигнал; Двигаться только по своей дорожке, не мешая друг другу. Вовремя возвращаться в свой гараж. 2.2 Вариант со всеми детьми и сигналами светофора: Зеленый цвет – машины поехали. Желтый цвет – машины замедляют ход, дети двигаются притопывающим шагом на одном месте. Красный цвет – все машины останавливаются. Сигналы опущены – машины возвращаются в свои гаражи. 2.3 Машины двигаются по центру группы (площадки) в пределах разметки. |
- Роли в игре, характеристика их образа.
| 3.1 Регулировщик (Светофор) – воспитатель. Показывает сигналы, регулирует движение. 3.2 Автомобили – дети. Двигаются по сигналу регулировщика (Светофора), соблюдая правила дорожного движения. |
- Условия проведения игры
| 4.1 Сезон: в группе любое время года; на прогулке –исключая дни с очень низкой температурой или сильным ветром. 4.2 Время и место проведения в режиме дня: середина утренней прогулки, вторая половина дня в группе. 4.3 Место проведения: игровая или спортивная площадка не менее 12 – 16 м. кв.; спортивный зал; группа (свободное пространство). 4.4 Количественный состав: Вся группа (10 – 12 детей) или подгруппа от 6 – 8 детей, т. е. по 2 – 3 ребенка в мини команде. |
- Предварительная работа.
| 5.1 Сформировать представление детей о разновидностях городского транспорта (грузовые, легковые, пассажирские); об основных частях машины. И конечно, легковая. По дороге мчусь стрелой – Не угнаться вам за мной! У меня есть руль и шины. Как зовут меня? (машина) Вот мой кузов и кабина. Я тяжелый, я большой, Знаешь, мощный я какой! Грузы я возить привык. Кто, скажи, я? (грузовик) В гости ехал самосвал. Вкусных ягод ежевики Он для нас в саду набрал. С кошкой встретился тягач, Прокатил ее в прицепе, Потому что он силач. Быстро мчимся мы с тобой? Легковая, будто птица. Ей на месте не сидится. - В черных шашечках машина.
Зря не пьет она бензина. Всех домчит – лишь попроси. Как зовут ее? (такси). Мы поедем на трамвае. Быстро он по рельсам мчит И колесами стучит. - Сформировать и закрепить у детей представления о светофоре, значении сигнала каждого цвета.
- рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадок, небольших рассказов в детских книжках: “Безопасная улица”, “Про правила дорожного движения”, “Веселый светофор” и др. - знакомство с правилами дорожного движения. - строительно – конструктивная игра “Гараж для машины”. - имитационное упражнение “Шоферы”. - самомассаж “Вот какие колеса”: Чтобы машина могла ехать ей нужны колеса. Посмотрите, где у вашей машины колеса? Покрутите колеса, а теперь машина поехала по вашей ладошке. Вот так. Поехала по ручке, по ножке (поменять ручки и ножки). Колеса машины крутятся – вертятся, крутятся – вертятся. Город проехали весь. - Упражнение на равновесие: “Машины едут по мосту”. А сейчас мы с вами будем ездить как машины. Вставайте, мы отправляемся в путь. Сначала нужно проехать по дороге (между двумя шнурами), а затем по мосту (по скамейке). - Подготовка атрибутов:
- рули – эмблемы по цвету светофора и других основных цветов. (одеваются на детей); (флажки разных цветов). - сигналы – круги таких же цветов как у детей для воспитателя. - модули – ориентиры для гаражей. 5.4 Подготовка игровой площадки: - убрать посторонние и опасные предметы с площадки (освободить центральную часть группы). - определить нахождение модулей – ориентиров (гаражи для машин), куда будут возвращаться дети. - ограничить место, где будут двигаться дети. |
- Игровой цикл.
| 6.1 Начало цикла: Раздать детям цветовые эмблемы для занятия места в гараже; занять равные исходные позиции. 6.2 Основная часть игрового цикла (игровые действия предлагаемые игрой): - По поднятому сигналу дети выходят на середину группы (площадки) имитируя езду на автомобиле. Цветовой сигнал опускается – дети уходят на места.
- Со всеми детьми:
- зеленый цвет – автомобили едут (быстрая ходьба, легкий бег). - желтый цвет – автомобили замедляют ход, дети двигаются притопывающим шагом. - красный цвет – автомобили останавливаются. - сигнал опущен – автомобили возвращаются в гаражи. 6.3 Завершение цикла: Воспитатель: Все машины приехали в свои гаражи. Никто не попал в аварию, потому что все соблюдали правила дорожного движения, внимательно следили за дорогой и сигналами, не мешали друг другу. 6.4 Цикл игры повторяется от 3 до 5 раз. В зависимости от интереса детей и количества сигнальных знаков. |
- Сбор на игру, создание интереса к игре.
| 7.1 Зазывалка на игру: Воспитатель: Эй, дружок, не зевай Подходи и поиграй! Игры наши разные, Веселые, все классные. 7.2 Загадка: Бежит, иногда гудит. В два глаза зорко глядит. Только красный свет настанет – Он в момент на месте встанет (автомобиль) Хотите поиграть в игру “Цветные автомобили”? |
- Объяснение игры.
| 8.1 Начало цикла: занять равные исходные позиции –около воспитателя. Объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий, в форме двигательного рассказа. При последующем изменении игры, правила оговариваются заново. Воспитатель: Вы- цветные автомобили. У каждого автомобиля есть свой гараж. Он определенного цвета. Назовите, какого цвета гаражи? Найти свой гараж поможет руль такого же цвета (раздать детям цветные рули). Дети занимают свое место у гаражей. Воспитатель: Я - регулировщик. У меня есть сигналы – круги такого же цвета, как у вас. Я по -очереди буду поднимать сигналы, а из гаражей выезжает только те автомобили, у которых такой же цвет. Вы можете ездить по центру группы (площадке) не заходя за границы и не мешая друг другу пока звучит музыка. А как только я опущу сигнал или, как только закончится музыка- вот так, Автомобили останавливаются и возвращаются в свой гараж. - Основная часть игрового цикла:
Воспитатель по очереди показывает цветовые сигналы. Автомобили выезжают из гаражей. Воспитатель: Во время езды вы можете гудеть, как моторчики, крутить руль, нажимать на клаксон. Условие: нельзя сильно бегать, чтобы не попасть в аварию, у каждого должна быть своя дорожка, чтобы не наталкиваться друг на друга. Кто попал в аварию – садится на стульчик – автомастерская. Победит тот, кто не нарушит ни одного правила. Показываются по очереди все сигналы, пока все дети не поучаствуют в игре. Усложнение: Воспитатель: Сейчас, будьте внимательны. Я буду поднимать не один, а два или три сигнала. Из гаражей смогут выезжать все автомобили. Звучит музыка, автомобили выезжают из гаражей. Меняем ситуацию. Показываю светофор. Дети остаются в центре. Что делают машины, если горит зеленый свет? (едут). Если загорается – желтый? (замедляют ход, дети шагают на месте). Если загорается – красный? (останавливаются). Если сигнал опущен – дети шагом уходят в свои гаражи. - Завершение цикла:
Все машины вернулись в свои гаражи7 Модули – ориентиры заранее поменять местами. Дети, возвращаясь, должны не ошибиться. Похвалить детей. |
- Руководство ходом игры.
| 9.1 Комментарии в ходе игры. - Какие внимательные автомобили. Выезжают на свой сигнал, едут по своей дорожке. Никто не мешает друг другу, все уступают дорогу. - Какие послушные автомобили. Все знают цвета светофора и едут по правилам, никто не едет на красный свет. |
- Подведение итогов.
| Воспитатель: Вот и закончилась наша игра. Все машины вернулись в свои гаражи. Никто не ошибся. Но самыми лучшими автомобилистами были (имена детей). Они не нарушили ни одного правила, были внимательными и воспитанными, во время уступали дорогу. |