Как рождается тема проекта?

20.02.2023

Работа над проектом начинается с поиска подходящей темы. Активное участие в таком поиске должны принимать и педагоги, и дети. Удачно выбранная тема проекта соответствует познавательным интересам детей и дает возможность расширить сферу этих интересов. Она также связана с интересами и возможностями педагогов и дошкольной образовательной организации, в частности — с целями, сформулированными в плане образовательно-воспитательной работы, наличием или отсутствием помещений и персонала и местными условиями (например, с возможностью проведения экскурсий).

Поводом для проекта нередко становятся события, происходящие в непосредственном окружении детей, например строительство рядом с детским садом нового здания, погодное явление, такое как гроза или обильный снегопад, пролетевший над игровой площадкой воздушный шар и т. п. Педагог может подхватить вопросы детей об этих предметах и явлениях или высказанные ими гипотезы и на этой основе развить совместно с детьми тему проекта.

К уже законченному проекту может примыкать следующий, в рамках которого дети захотят исследовать ту или иную проблему, возникшую в ходе реализации первого проекта. Импульс для определения темы проекта может исходить и от педагога, который стимулирует интерес детей к определенной теме: например, проводит экскурсию на местную насосную станцию, в музей техники или естественных наук либо демонстрирует детям интересные приборы и материалы.

Чтобы такие предложения стали началом успешного проекта, следует учитывать не только интерес к ним детей, но и другие критерии. В частности, избранный для изучения объект должен быть доступен детям для наблюдений и исследований.

Лучше, если тема проекта уже в некоторой степени знакома детям: это позволит им формулировать собственные идеи и гипотезы. Выполняемые в рамках проекта эксперименты должны быть безопасными, а в ближайшем окружении дошкольной организации должны иметься возможности для проведения исследований по определенной теме.

Так, из круга тем, связанных с электричеством, тема «Электрические приборы в домашнем хозяйстве» является более подходящей для проекта, чем тема «Электрический ток». Дети в повседневной жизни имеют дело не с электричеством как таковым, а с его бытовым использованием, то есть с функциями соответствующих приборов — электрической плиты или духового шкафа, стиральной машины, телевизора и т. д. В любом детском саду, в любой семье несложно лучше познакомить детей с электроприборами: дети могут разбирать вышедшие из употребления бытовые приборы, пользоваться приборами вместе с родителями, посетить местную электростанцию и узнать, как приборы снабжаются электрическим током. Также возможно проведение безопасных экспериментов с электрической цепью (с использованием батарейки и лампочки).

Педагог, определяя вместе с детьми тему проекта, должен обдумать, насколько эта тема подходит для условий конкретной образовательной организации и ее окружения, например, сочетается ли она с планом образовательно-воспитательной работы? Кроме того, при выборе темы для проекта следует учитывать и то, в какой степени планируется привлечь к участию в нем семьи воспитанников: например, смогут ли родители, предоставить какие-либо предметы для «выставки»? Есть ли среди родителей «эксперты», которые могут прийти в группу для ознакомления детей с темой или проконсультировать педагога и помочь ему при реализации проекта?

Тема проекта должна обеспечивать целостный подход к учению и разнообразные образовательные возможности, способствовать разностороннему развитию способностей у детей и поощрять к различным формам самовыражения и творчества. Так, математический проект «Учимся определять время по часам» узко направлен на формирование одного специфического умения. Более широко задуманная тема — например, «Как люди измеряют время?» — предоставляет возможности для развития различных умений и навыков и для самовыражения, в частности для изготовления песочных и солнечных часов, измерения времени в музыке и танце (с использованием метронома), наблюдения за Солнцем и Луной и обсуждения измерения времени по небесным телам, изображения промежутков времени в ежедневниках и еженедельниках, бесед-рассуждений о времени и многого другого.

Однако тему проекта не следует формулировать слишком конкретно, она должна давать детям возможность ставить при реализации проекта дополнительные вопросы с целью его углубления. С другой стороны, нельзя признать удачным и проект слишком общего характера, поскольку его невозможно завершить, получив конкретные, понятные детям результаты и выводы. Пример слишком конкретной темы — «Яблоня во дворе детского сада», слишком общей — «Растения».

Как только группа пришла к единому мнению относительно темы проекта, педагог может приступать к планированию и подготовке соответствующих мероприятий. При этом не следует жестко регламентировать отведенное на них время, так как дети, принимая участие в организации проекта, должны иметь возможность обдумывать возникающие по ходу дела вопросы и находить нужные решения.

Но некоторые моменты педагоги могут и должны предусмотреть заранее, например подготовить необходимые материалы или книги, фильмы и другие средства обучения либо организовать тематическую экскурсию. Также педагоги могут заранее решить, как они будут стимулировать работу над проектом, если она застопорится или детям станет скучно.

На что нужно обратить внимание?

Существует множество путей, в которых проектная деятельность может способствовать развитию у детей устойчивого интереса к учебному процессу и помогать им вырасти в ответственных, социально адаптированных и творческих личностей.Хочу такой сайт

Проектная деятельность направлена на поощрение стремления учиться и развитие познавательной активности, позволяющей изучать и исследовать окружающий мир.

Более всего это достижимо при выборе тем, которые значимы в повседневной жизни детей.

Основу хороших проектов составляют возникающие спонтанно вопросы и сложные задачи. Воспитателям следует приобретать навык находить учебный потенциал в повседневных ситуациях и гибко на них реагировать. Лучше всего дети учатся, когда они увлечены и все их чувства и ощущения чем-то захвачены. Когда их любопытство пробуждается, они стремятся изучить что-то в более полном объеме. Такая работа требует большой отдачи от воспитателей и наличия правильно организованной образовательной среды, в которой главное место отводится общению и обсуждению идей и событий, детей поощряют действовать по собственной инициативе, побуждают развивать ответственность: «Я знаю, ты можешь это сделать!»Хочу такой сайт

Следует интересоваться точкой зрения детей, но нужно и уметь захватить их воображение и пробудить энтузиазм для изучения новых тем и вопросов. При этом необходимо быть уверенным в том, что ваш собственный уровень мотивации поддерживается на высоком уровне и вы готовы пополнить свои знания в изучаемых темах.

Успешная проектная деятельность предполагает подготовку и тщательно проработанный подход. Задача педагога состоит в том, чтобы определить интересующие детей вопросы и понять, способны ли они ответить на них самостоятельно. Проектная деятельность — это не самоцель. Это полезный инструмент, который может оказать поддержку на пути исполнения образовательной миссии.

Продолжительность проекта может варьироваться: некоторые займут целый месяц, хотя большинство потребует около десяти дней — за это время воспитатели создают образовательную среду, обеспечивая ее материалами или планируя разнообразные действия вне детского сада (экскурсии, встречи с интересными людьми и тому подобные события, ориентированные на ресурсы местного сообщества).

Важно давать возможность детским вопросам и идеям влиять на ход проекта. Это позволит воспитанникам учиться гораздо большему, чем если бы они просто получали объяснения по единственной теме, — не говоря уже об энтузиазме, который такой подход рождает.

Чаще всего в поддержку основанного на взаимном обучении подхода в детском саду выступают взрослые, сохранившие способность восхищаться миром и получать удовольствие от внимательного слушания детей. Бесчисленные детские вопросы об окружающем мире могут сформировать отправную точку проекта. Например: «Что делает полицейский? Как кассир в супермаркете узнает, сколько стоит молоко? Из чего сделан снег и что происходит, когда он тает? Откуда в кране берется вода?»

Хорошие проекты начинаются с вопроса и дают простор для гипотез. Они приглашают детей к исследованию вещей и завершаются выводом, что каждый чему-то научился.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.08.2023

Дата обновления: 14.08.2023

Дата публикации: 20.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».