06.10.2023
На какие возрастные особенности стоит обратить внимание
родителям будущих первоклассников.
Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им
открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и
творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию –
обучению в школе.
Развитие личности старшего дошкольника
До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет
частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит
ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не
прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают
определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут
аргументировать.
Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное
время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями
не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки,
развивает воображение и мышление.
Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два
основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего
места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем
отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.
У ребёнка активно формируется концепция самосознания,
развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится.
У девочек формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот,
активный, что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом
возрасте подчиняется гендерному принципу. Девочки выбирают «дочки-матери», «школу», «магазин», мальчики
вместо кукол берут машинки, конструктор.
Развитие эмоциональной и волевой среды
В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические
категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как
хорошо поступать и как плохо.
В этом возрасте дошкольники не просто играют, они
распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила,
и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты
«хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.
Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их
соблюдения от себя и других людей.
Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно
также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность
и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым
и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной
сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение
ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это
соответствует возрастным изменениям организма.
В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который
говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит
осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап
– «я это делаю».
Развитие психических процессов
У старших дошкольников начинает развиваться произвольное
внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет
и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает
внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо
выделить фигуру из фона.
У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь
усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором
поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения
становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется,
предполагать о событиях, которых ждут.
Логическое мышление
Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для
малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять
ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой
ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять
основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать,
классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные
игры, где можно проявить свои умственные способности.
Речевое и социальное развитие
Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме.
Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000
слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.
К первому классу дошкольник в норме должен знать своё
окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся,
знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со
сверстниками занимает значительную часть дня.
Физиологическое развитие
Для детей старшего дошкольного возраста характерны
физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается,
в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш
становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого
пока нередки капризы и излишняя обидчивость.
Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте
для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры.
Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на
плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не
всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу,
психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.
Навыки обихода
Шести-семилетние дети уже способны самостоятельно одеться,
обуться, умеют застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старшие
дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы, например последовательность действий
во время сборов в детский сад, на прогулку, подготовки ко сну. Будущему
первокласснику уже можно доверить простую работу по дому: полить цветы, убрать
на письменном столе, собрать игрушки.
Поскольку малыш в это время активно растёт, необходимо
обратить внимание на его режим дня, питание и сон.
Советы родителям:
Определите психологическую готовность ребёнка к обучению.
Научитесь разговаривать с ребёнком на равных. Если ему
становится грустно или страшно, поддержите его.
Больше хвалите и меньше критикуйте. Учитесь объяснять и
договариваться с дошкольником, не повышая голоса. Это поможет сформировать
правильную самооценку, которая очень способствует хорошей обучаемости и успеху
в жизни в целом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2023
Дата обновления: 06.10.2023
Дата публикации: 06.10.2023