01.02.2023
Образовательная технология Блоки Дьенеша.
Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете,
как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной
развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша. Она поможет подготовить ребят к
учебе в школе, повысить уровень интеллекта и раскрыть их творческий потенциал.
Что это такое?
Видя первый раз блоки
Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные
строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто,
как кажется.
Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания
математического и пространственного мышления у ребенка.
Данный набор содержит в себе 48 (объемных,
неповторяющихся, распространенных) геометрических форм,
которые демонстрируют основные характеристики окружающих предметов. Работа
с этими понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать
информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать,
классифицировать.
Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают
память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и
логического ума, совершенствуют фантазийную грань сознания. Это
дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не
останавливаться, достигая поставленной цели.
Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию
речевых навыков.
Игры с блоками Дьенеша как
средство разностороннего развития дошкольников в детском саду
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к
школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)
используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют
комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане
эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который
развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию
математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность
проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом
процессе ДОУ
Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном
Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур,
среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная),
3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта
толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти
даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним
свойством.
Набор
состоит из 48 фигур, среди которых нет ни одной одинаковой
Достоинства и недостатки
методики Дьенеша
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только
педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет
эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью
интересных логических игровых заданий.
Золтан Дьенеш выделял 6
стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до
самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с
учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На
практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с
лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно
демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и
обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся
обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать
объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются
комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного
в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в
непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает
такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование
информации.
Внедрение пособия
Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы
задач:
- Образовательные:
- закрепление знаний о ключевых геометрических
фигурах;
- накопление знаний о свойствах предметов: форме и
цвете, размере и толщине;
- совершенствование мыслительных операций: анализа
и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
- формирование основ алгоритмического мышления.
- Развивающие:
совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
- Воспитательные:
воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими
дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто
знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь,
поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать дошкольникам
простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы
(понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине.
На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством
(например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем
3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической
работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном
возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими
обозначениями
На
начальном этапе малыши должны просто познакомиться с новым пособием —
рассмотреть и потрогать его
В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников
усложняются в следующей последовательности:
1.
Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства
других (абстрагировать).
2.
Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
3.
Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
4.
Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение
алгоритмов.
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы
к восприятию более сложных правил в играх.
Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с
логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из
собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут
заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет
более эффективным.
Разновидности
игр и занятий с набором Дьенеша
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
- занятия
(в первую очередь, это формирование элементарных математических
представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также
комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
- игры
(дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- деятельность
в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество
— составление картин из блоков, их использование в роли предметных
ориентиров и пр.).
Занятия
по ФЭМП
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по
ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в
ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего
эти упражнения вписываются в определённый сюжет.
Традиционно
блоки Дьенеша используются в ДОУ на математических занятиях
Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки
разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они
перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить
медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников
— рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик,
который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен
двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы
имеют разный цве
14.04.2023
Просмотров всего: , сегодня: